Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Жажда и стыд интимных мест

Фестиваль «Кинотавр» достиг экватора: показана половина картин основного конкурса и награждены лучшие короткометражные фильмы.

Картины о сексе и его отсутствии, полнометражный дебют каннской лауреатки Таисии Игуменцевой и экранизация Андрея Геласимова на фестивале «Кинотавр-2013»

Если бы кто-нибудь захотел составить облако тегов «Кинотавра 2013», то оно могло бы выглядеть так: секс, женская, она же бабья, доля, отец и сын и сгущенка — этот продукт возникает часто и выразительно в самые неожиданные моменты фильмов. Можно добавить еще что-то, но одного показа в конкурсе картины «Интимные места» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова хватило для того, чтобы интерес фестивальной публики почти полностью переместился в область сексуального.

Фильм начинается со скорбной группы людей, стоящих у гроба в просторном стерильном зале. Все одеты в траурное черное, в то время как молодой мужчина (Юрий Колокольников) лежит в гробу совершенно голый. Он оказывается фотографом и если не главным, то ключевым героем паутины историй про сложности сексуальной жизни: герой живет с двумя женщинами (Олеся Судзиловская и Динара Янковская), снимает и собирается выставить в галерее крупные планы половых органов. Сам поэт свободы и красоты чистых линий, конечно, называет их более прямолинейно, но процитировать героя не позволяют новые законодательные ограничения в области использования русского языка в прессе.

У окружающих его персонажей со свободой похуже.

Офисный клерк (Никита Тарасов) утратил всякий интерес к интимным местам жены (Сесиль Плеже), но заглядывается на уличную торговку, в то время как сын-школьник посещает проститутку с научно-исследовательскими целями. Подруга жены (Екатерина Щеглова) забеременела, но не решается сказать об этом мужу, который выступает за размеренное бездетное существование в просторной дорогой квартире. Он еще не знает, какое потрясение ожидает его сексуальную жизнь.

Трое из героев-мужчин ищут помощи у рассудительного друга (Тимур Бадалбейли) — тот кажется экспертом по соответствующим расстройствам, но сам остается загадкой.

Есть еще чиновница (Юлия Ауг) с вибратором: она возглавляет думский комитет по нравственности и борется за закрытие выставки, да и вообще исключение всего эротического из окружающей действительности.

Ситуации, в которые попадают герои, абсурдны, цветовая гамма сползает в холодную синеву, много статичных планов, диалоги скупы, но выразительны. «Интересный материал», — говорит художник, направляя объектив фотокамеры между ног очередному гостю студии. «Мы с ним уже в 20 фильмах за год снялись», — не без гордости отвечает оказавшийся порноактером мужчина с животом и поясняет, что хоть раз хочется стать моделью для настоящего искусства.

В общем, российские песни со второго этажа: после показа многие заговорили о схожести фильма Меркуловой и Чупилова с картинами шведа Роя Андерсона и вообще скандинавским кино.

Одними «Интимными местами» чувственная тема на «Кинотавре» не исчерпывается.

В коротком метре, например, жюри шутило про аутоэротизм ироничной, в духе Уэса Андерсона, зарисовки Григория Добрыгина «Измена» — режиссерский дебют звезды фильмов «Как я провел этим летом» и «Черная молния» получил два диплома. Другой диплом получила «Норма жизни» Евгения Бяло, а главный приз — очень технично снятый «F5» Тимофея Жалнина про двух девушек, танец, поцелуй и компромисс между искусством и потаканием публике.

Выделить что-либо в конкурсе после «Интимных мест» сложно.

«Жажда» Дмитрия Тюрина оказалась добротно сделанной экранизацией одноименной повести Андрея Геласимова про хорошего парня, который прячет после Чечни обожженное лицо и учится жить. Документальная «Труба» Виталия Манского живописует контраст между жизнью тех, кто живет в стране, продающей газ, и в странах, которые его покупают; сравнение не в пользу России.

Показанный в Канне полнометражный дебют Таисии Игуменцевой «Отдать концы» оказался истеричным капустником про ожидание конца света в деревне, населенной персонажами плохого студенческого спектакля.

Ну а в «Стыде» Юсупа Разыкова сходят с ума женщины, чьи мужья отправились в автономное плавание на подлодке. «Иван, сын Амира» Максима Панфилова — кино про дружбу народов, в котором зашкаливает уровень «доброты», скрепляемой героиней польско-российской актрисы Каролины Грушки.

Реальность на экране становится все более сновидческой, поэтической, метафорической, абстрактной — возможно, сказывается усталость от сурового натурализма, которым славились многие фестивальные ленты прошлых лет. Впереди в конкурсе фантазия Алексея Федорченко на этнографические темы «Небесные жены луговых мари», а также «Географ глобус пропил» Александра Велединского, экранизация одноименного романа Алексея Иванова о кризисе среднего возраста в условиях Среднего Урала.

Новости и материалы
«Фонтанка» назвала причину взрыва в академии имени Буденного в Петербурге
Ученые нашли причину уникальных различий между полушариями мозга человека
Вратарь ЦСКА Тороп, получивший жуткую травму, перенес операцию
Ученые предложили использовать бактерии для лечения рака
Участник Евровидения может предстать перед судом в ЕС
Силы ПВО отразили атаки над Белгородской и Брянской областями
Отказ от мяса снижает риск развития рака и болезней сердца, подтвердили ученые
Создан новый анализ крови для оценки риска инсульта
Высокий социальный статус связали с увеличенным потреблением алкоголя
Экс-игрок «Спартака»: я бы дал Слишковичу поработать главным тренером команды
Капитана теплохода из Керчи будут судить за контрабанду мазута на 9 млн рублей
Российский боксер назвал Усика фаворитом в бою с Фьюри
Блогера Богдана Бакалейко объявили в розыск за нарушение закона об иноагентах
Над Брянской областью уничтожен беспилотник
Руководство «Барселоны» дало понять Хави, что ему надо уйти из команды
В центре Белгорода слышны взрывы
В Газе нашли тела трех убитых в октябре заложников
Заявления Путина и Си Цзиньпина назвали пощечиной США
Все новости