Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Задолго до бульдозеров

В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка Оскара Рабина «Графика 1950–1960-х годов»

В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка Оскара Рабина «Графика 1950–1960-х годов», приуроченная к 85-летию классика «неофициального искусства».

Времена, когда Оскара Рабина и других авторов «Лианозовской школы» подвергали гонениям, представляются сегодня почти былинными. Этих людей можно считать родоначальниками отечественного андеграунда, понимаемого как коллективное противостояние официальному искусству. За ними приходили другие, совсем непохожие, и постепенно в нонконформистской среде возникали другие авторитеты и центры притяжения. Но за лианозовцами остался статус первопроходцев. Пожалуй, они не были полными единомышленниками в части сугубо художественной: не так-то просто вывести общий знаменатель для творчества Оскара Рабина, Евгения Кропивницкого, Николая Вечтомова, Владимира Немухина, Лидии Мастерковой и других представителей группы. В первую очередь их сближало

стремление работать вне соцреалистического контекста, быть «другими» по отношению к советскому культурному истеблишменту.

Если Рабин и брал на себя лидерские функции в этой компании, то не в качестве теоретика и вдохновителя идей, а скорее стратега совместных действий. Его роль в организации квартирных и полуофициальных показов вплоть до знаменитой «бульдозерной выставки» на пустыре в Беляево в сентябре 1974 года всегда была ключевой. Что же касается собственных его работ, они не выглядели программными для большинства участников нонконформистского движения. Манера Рабина и круг излюбленных им сюжетов были достаточно отдельными, глубоко личными.

Попытки вписать задним числом его произведения в общепринятую схему развития мирового искусства, наделяя их признаками то сюрреализма, то поп-арта, то концептуализма, выглядят несколько натянутыми.

Похоже, что художник не очень принимал в расчет какие-то заграничные тенденции – даже и после того, как, лишившись советского гражданства в 1978 году, обосновался в Париже. Тамошние его работы не стали прямым продолжением сумрачно-саркастической линии, которой он держался до отъезда из России, но и не приобрели свойств какого-либо интернационального тренда. Рабин по-прежнему стремился к эстетике, которая выражала бы его личное мироощущение, а не служила бы маркером для нужд классификации.

Впрочем, парижский период остался за рамками нынешней выставки в МАММ, как и вообще почти весь корпус живописных произведений (в экспозицию включены лишь несколько холстов, образующих небольшой дайджест). Юбилейный показ посвящен ранней графике Рабина, датированной 1950–1960-ми годами. Листы из коллекции Александра Кроника демонстрируют ту сторону творчества художника, которая почти неизвестна широкому зрителю. Публика привыкла опознавать руку этого автора именно по холстам с элементами коллажа – тяжеловатым, плотным, мерцающим. Рисунки, акварели и гравюры выглядят несколько иначе, хотя бы из-за технологической специфики. Но стиль Рабина присутствует здесь в полной мере.

Бараки и хрущобы, фантасмагорические натюрморты, узнаваемые аллегории вроде рублевой монеты, всплывающей из-за горизонта вместо светила – все фирменные мотивы на месте.

Можно даже с высокой долей вероятности предположить, что графика и живопись у Рабина выходили из одних и тех же набросков. Тем не менее листы претендуют на самостоятельное значение. Здесь тот самый случай, когда сходства живописных и графических сюжетов не затмевают различий, связанных со способом работы. Обнаруживается, что в рисунках и акварелях автор акцентировал другие художественные моменты, нежели на холстах. В живописи у него преобладал хоть и мрачноватый, но довольно пестрый колорит, порой наталкивающий на мысли о витраже. Графика же почти монохромна, в ней цвет появляется крайне редко и точечно. Поэтому виднее становятся структуры и композиционные схемы, которые интересны всякому, кто смотрит на изобразительное искусство не только ради приблизительного общего ощущения. И эти структуры у Рабина вполне крепки и живы.

Подробности того, как тема приходит к реализации, в отношении юбиляра имеют особое значение, поскольку ему нередко – и прежде, и сейчас – инкриминируют нагнетание сюжетных смыслов в ущерб художественному качеству. Мол, если изобразить драный коврик с портретом Сталина, «помойку № 8» или похоронную процессию у барака, то оттенки искусства как такового перестают для зрителя играть важную роль – все упирается в социально-политическую подоплеку.

Надо признать, что некоторые холсты у Рабина действительно рождают чувство, будто вся катавасия с красками затеяна исключительно ради памфлетного содержания.

Но вот в графике заметно, что действует иной авторский механизм. Пожалуй, на эту выставку стоит сходить как раз тем, кто творчество Рабина недолюбливает из-за пресловутой политической ангажированности. Они не встретят здесь «другого рассказчика», поскольку речь всегда о тех же знакомых мотивах, но, возможно, откроют для себя «другого художника», озабоченного не только аллегорическими эффектами, но еще и методами «выращивания» изображения. Вряд ли негативные оценки творчества поменяются на полярные, однако некоторые взгляды на «барачный стиль» вполне могут быть пересмотрены.

Новости и материалы
Диетолог рассказала о пользе сельдерея и как его правильно готовить
В МИД РФ ответили на слова Сикорского об угрозе США ударить по российским позициям
Экс-тренер «Динамо» объяснил, почему клуб проиграл «Зениту» в борьбе за золото
В Курской области объявили опасность атаки БПЛА
Уход Сафонова в «ПСЖ» назвали большой потерей
Российская ПВО сбила украинский дрон над территорией Курской области
Певица Ники Минаж отделалась штрафом за попытку вывезти наркотики из Нидерландов
Болгария предложила разместить у себя штабы сил НАТО
В РФС назвали имя сильнейшего форварда России
Приграничный российский город попал под обстрел ВСУ
«ПСЖ» выиграл Кубок Франции
Ракетную опасность объявили на всей территории Белгородской области
Италия раскритиковала предложение разрешить ВСУ удары по России оружием НАТО
Глава МИД Польши заявил о необходимости ограничить льготы украинским уклонистам в ЕС
Гидролог раскрыл цели открытия Киевом шлюзов на ДнепроГЭС
Психологи рассказали, почему дети уходят из дома
У президента «Краснодара» рецидив рака
В Белгороде загорелись таунхаус и припаркованные автомобили после ударов ВСУ
Все новости