Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Свой среди «Чужих»

В прокате «Риддик» — третья часть франшизы о безжалостном космическом убийце

В прокате «Риддик» — мрачный и кровавый космический боевик, каких не делали со времен четвертого «Чужого».

Галактический преступник Ричард Риддик, занявший трон своих врагов в предыдущей части, оставляет империю, чтобы найти родную планету. Вместо нее заговорщики высаживают его в месте, кишащем монстрами, похожими на смесь Чужого и скорпиона. Добравшись до заброшенной станции наемников, Риддик включает аварийный сигнал. На орбите планеты стремительно появляются два корабля: на одном наемники, прельщенные наградой за голову Риддика; на другом тоже наемники, но им герой нужен живым и вовсе не ради денег. Весь фильм идет охота. Первую треть Риддик учится убивать местную фауну. После наемники преследуют звездного Рэмбо.

В финале наступает дождливая ночь, и полчище монстров выползает из грязных луж, чтобы сожрать и Риддика, и его недавних врагов.

В 2000 году малоуспешный режиссер Дэвид Туи снял «Черную дыру» — дешевый и злой триллер о космическом корабле, застрявшем на планете чудовищ. Фильм подкупал грязным реализмом. Местная фантастика казалась правдоподобным будущим человечества.

Каждая шестеренка на оружии или корабле выглядела убедительно.

Виктимность героини Рады Митчелл и никому еще не известная брутальность Дизеля создавали многоплановое напряжение – то сексуальное, то религиозное. Прочие герои и монстры казались гостями из вышедшего тремя годами раньше «Чужого-4».

Успех дебюта вскружил голову, и через четыре года Туи превратил свой камерный сюжет в размашистый блокбастер. В «Хрониках Риддика» нашлось место и Джуди Денч, и стомиллионному бюджету, и галактическим войнам, и нелепым инопланетянам, и древним пророчествам. Чему места не нашлось, так это лучшим качествам первой части – реализму, сексуальности, страху.

Фильм провалился, и слава богу: спустя девять лет смиренные Туи и Дизель вернулись к исходной формуле.

«Риддик» — это космический нуар, передача канала Discovery о выживании на чужой планете, кровавый слэшер, образцовый боевик об осажденной крепости или даже драма о том, что всякому сверчку следует знать свой шесток. Здесь нет богословия «Прометея» и человеколюбия «Гравитации» (скоро в прокате), но есть звериный драйв первых четырех частей «Чужого». При этом непонятно, кого больше напоминает герой Дизеля – лейтенанта Рипли или самого космического монстра.

Цикл фильмов о Риддике всегда держался на двух вещах: религии и физиологии.

С религией все ясно: воображение невозможно без веры, а жанр фантастики гуманистичен даже в самых мрачных своих проявлениях. В первой части трилогии выжили лишь мусульманин и девственница. Во второй сюжет внезапно обрел библейский масштаб. В нем появился свой Ирод, уничтоживший родную планету Риддика из-за пророчества, что его царству положит конец младенец оттуда. В самые драматичные моменты третьей части молодой священник читает христианские молитвы, а сами герои только и делают, что идут долиною смертной тени.

С физиологией дела обстоят интереснее.

В «Риддике» царит культ тела: Дизель, лишенный в этом фильме глаз, играет мускулами, а благодаря рейтингу R можно посмотреть на обнаженную звезду сериала «Звездный крейсер «Галактика» Кэти Сакхофф.

Мужчины в фильме только тем и заняты, что выстраивают друг друга в первобытную иерархию. Между наемниками и единственной женщиной на корабле возникает сексуальное напряжение, постоянно выливающееся в конфликты. Бегающая за Риддиком смесь добермана и гиены кажется собирательным портретом всех героев – живущих рефлексами бешеных псов. Это еще что: ключевым поворотом первой части вообще было наступление у одной из героинь месячных.

Сам Риддик полфильма занят добыванием пищи, воспитанием сопротивляемости к яду и прижиганием ран.

Как мантру он повторяет слова о том, что мужчине должно быть стоиком и спартанцем. Через весь фильм проходит идея естественного отбора, а когда кому-то настает время умирать, это не просто смерть – героев рвут на части.

Фокус в том, что два часа редкой по меркам современного кино жестокости нужны этому фильму лишь для того, чтобы в самом конце проверить озверевших героев на способность к милосердию и самопожертвованию. В первой части, напомним, эти качества сыграли с ними самую злую шутку.

Новости и материалы
Турция выступила против вовлечения НАТО в конфликт России и Украины
Пенсионерка отказалась продавать дом женщине-ученому из-за цвета ее кожи
Модный бизнес Павла Воли потерял 3 миллиона рублей
В Совфеде охарактеризовали планы Украины по уничтожению Крымского моста
Ученые выяснили, что Южная Корея может лишиться грунтовых вод за 60 лет
Экс-глава МИД Австрии раскрыла, почему ей нравится жить в России
Гладков рассказал об атаке дрона на работающий в поле КАМАЗ
Стало известно, где Россия может прорвать фронт
Николь Кидман, Дженнифер Энистон, София Вергара в белых нарядах снялись для глянца
Рублев о поражении на «Ролан Гаррос»: в один момент переклинило
Зеленский предъявил претензии Бразилии
Женщина, которая делает онлайн-покупки во сне, рассказала о жизни с редким расстройством
Двухлетний россиянин выпал из окна и оказался в больнице
Зеленский раскрыл «самого главного врага» Украины
ВСУ совершили атаку на город в Белгородской области
В Херсоне произошли взрывы
В МИД Украины оценили «половинчатое вступление» в НАТО
Бестемьянова: фигуристы, меняющие российское гражданство, здесь не нужны
Все новости