Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Вся власть сонатам

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Художественный мир Бриттена»

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения главного британского композитора ХХ века.

В 1960-м Бенджамин Бриттен в первый раз приехал в Москву, где познакомился и мгновенно сошелся с Дмитрием Шостаковичем, Святославом Рихтером, Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем. В 1962-м он закончил работу над «Военным реквиемом», который Шостакович оценил «выше моцартовского». Премьера была приурочена к восстановлению разрушенного фашистами собора в Ковентри. Бриттен хотел, чтобы в этом произведении солировали его близкий друг — немец Дитрих Фишер-Дискау, англичанин Питер Пирс и российский исполнитель. Партию сопрано он написал специально для Галины Вишневской. Таков был ответ пацифиста Бриттена на Вторую мировую войну.

Отец новой английской оперы, по сути начавшейся с его «Питера Граймса» в 1945 году, он писал песни на стихи Пушкина и Верлена, инструментальную музыку для театра и кино, а также камерные произведения, например, оперу «Поворот винта», в основу которой лег мистический рассказ Генри Джеймса.

Впервые его музыка прозвучала в Пушкинском музее в 1981 году на фестивале «Декабрьские вечера» Святослава Рихтера.

Из «Красного дома» в Олдборо на восточном побережье Англии, в котором Бриттен вместе со своим партнером Питером Пирсом прожил всю жизнь, в Москву привезли около пятидесяти работ из их личной коллекции. Среди них, например, абстрактные произведения и декорации Джона Пайпера, любимого художника и приятеля Бриттена, который оформил почти все его оперы, от «Поругания Лукреции» 1947 года до «Смерти в Венеции» 1973-го. Или портрет композитора, написанный Генри Лэмбом в год премьеры оперы «Питер Граймс», партитуры, фотографии и другие архивные документы.

Все они вроде бы демонстрируют мир, устройство которого можно понять и объяснить, не прибегая к сложносочиненным музыковедческим терминам.

В контексте этого мира Бриттен перестает быть автором оперы «Билли Бадд» о нелегкой доле матроса, противостоящего власть имущим. И вновь превращается в четвертого, самого младшего ребенка преуспевающего дантиста, чья мать, как только у сына открылся музыкальный талант, ставила его четвертым в списке гениев после Баха, Бетховена и Брамса.

Высокое искусство Бриттена-композитора здесь перемешивается с искусством местечковым. В густой сливочно-розовой дымке над пляжем в Олдборо — излюбленная тема пейзажистки Мэри Поттер, бывшей хозяйки «Красного дома», — отражается Бриттен — выходец из захолустного городка на юго-востоке Англии, который всей душой ненавидел Лондон и презирал Нью-Йорк. Ее работам оказываются созвучны картины английского романтика Джона Констебла с видами графства Саффолк начала XIX века (в коллекции Бриттена и Пирса есть две его работы — «Портрет младшего сына» и «Пейзаж Саффолка с деревенским домом») и непритязательные городские пейзажи Уолтера Сикерта. Они образуют предметную реальность, сконцентрированную вокруг личности Бриттена, дублируют ее и переосмысливают на свой лад.

Однако попытка «одомашнить» бурного гения, поместить его в понятные нам декорации идиллического британского дома вызывает отторжение, как Ника Самофракийская, которую по ошибке водрузили посреди школьного спортзала на маты, а не на пьедестал.

Так как транспортировать «Красный дом» из Олдборо в Москву довольно проблематично, на выставке появилось пространство, призванное имитировать традиционный дом-музей великого творца. Здесь расположились бронзовый бюст композитора работы Георга Эрлиха, неизвестного происхождения фортепиано и экран, на который проецируется видеозапись 1967 года: на ней Святослав Рихтер и Бриттен в четыре руки играют Сонату ре мажор Моцарта.

Кроме того, вставную экспозицию дополнили меморабилии: письмо Шостаковича, в котором тот высказывается об опере «Питер Граймс», московский путевой дневник Пирса за 1966 год и Симфония №14 Шостаковича с дарственной автора.

За последние пять лет Бриттен стал четвертым персонажем британской культуры, которому посвятили выставку в Пушкинском музее. Ему предшествовали маринист-романтик Уильям Тёрнер, мистик Уильям Блейк и плеяда прерафаэлитов. Ставшая элементом большой акции «Сезонов Бриттена в России», нынешняя выставка уже своим названием претендовала на то, чтобы встать в этот почетный ряд. Но в результате показала не мир, но фон, на котором создавал свои произведения замечательный британец, — и стала компактным и ни на что не претендующим дополнением к концертам, идущим сейчас во многих московских залах в честь юбилея композитора.

Новости и материалы
Путин встретится с новым составом правительства
Стало известно, где тренер «Динамо» Личка проведет новый сезон
В Подмосковье произошел пожар на электроподстанции на заводе «Прогресс»
Депутат Госдумы ответил Мамаеву на обвинение руководителей «Химок» во лжи
Путин утвердил новый состав кабмина
Клубы РПЛ хотят сократить число участников стыковых матчей
В Херсонской области объявлена авиационная опасность
Стало понятно, куда подевались украинские укрепления в Харьковской области
Канчельскис рассказал, кто заслуживает чемпионства в РПЛ
МИД прокомментировал заявление Блинкена о проведении выборов на Украине
США заявили о готовности «фундаментально пересмотреть» отношения с Грузией
В Тбилиси напали на российскую журналистку
«Реал» выгоняет легенду клуба
Байден признался в желании честной конкуренции с Китаем
Премьер Грузии прокомментировал возможное введение санкций со стороны США
В Калининграде выпавшего из окна девятилетнего мальчика спасла туя, посаженная соседом
Чемпион ОИ-2014 заявил о необходимости определять новую траекторию российского спорта
Новый министр спорта РФ прокомментировал отстранение россиян
Все новости