Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сидели два товарища

На телеканале «Россия-1» выходит сериал «Пепел»

Телеканал «Россия-1» начинает показ многосерийной драмы «Пепел» с Евгением Мироновым и Владимиром Машковым в главных ролях.

Армейского капитана Игоря Петрова (Владимир Машков) отзывают из отпуска. На дворе 1938 год, и он прекрасно понимает, что означает этот вызов: в его части идут аресты, за ним внимательно следят компетентные органы. По всему выходит, что ехать нельзя, но и не ехать тоже нельзя. Петров прощается с женой Ритой (Елена Лядова), обещает скоро вернуться и покупает билет на поезд. Вместе с ним в одном купе едет Арсений по прозвищу Пепел (Евгений Миронов). У Пепла ответственное задание — он везет воровской общак, кучу украденных и очень приметных драгоценностей; правда, это не его специальность — он медвежатник, специалист по вскрытию сейфов, но так сложились звезды и такова воля главаря банды. А чтобы Пеплу — и главарю — было спокойнее, в соседнем купе едут два вора рангом пониже.

Доехать до места назначения никому из них не удастся.

Воры взбунтовались, Пепел получил рукояткой револьвера по голове, а Петров, отбив оглушенного медвежатника у подельников, увидел в этом шанс изменить свою судьбу. Он меняется с Пеплом одеждой, забирает его документы и саквояж и пытается затеряться на просторах страны. Попытку эту он по неопытности проваливает — и все равно оказывается в тюрьме, только уже как вор-рецидивист и по обвинению в убийстве; его опекает еще один вор (Андрей Смоляков), которому нужно найти украденный общак.

В тюрьму попадает и настоящий Пепел — но как капитан Петров; его пытают и требуют признаться в существовании заговора в его части, а старый — еще с царских времен — офицер (Владимир Гостюхин) обучает курсу молодого командира.

Оба выживут. Когда НКВД возглавит Берия, с лже-Петрова снимут обвинения, выпустят и вернут на службу; вместе с ним поедет и Рита, которая уверена, что ее настоящий муж мертв. Ну а лже-Пепел сбежит с зоны по подземному ходу, который прокопал молчаливый заключенный-испанец по кличке Каталонец (Александр Дьяченко). Впереди у них война и новая встреча — решающая и судьбоносная.

Телеканал «Россия-1» начинает показ десятисерийного фильма «Пепел». Сериал интриговал еще до выхода на экран: на главные роли были приглашены две звезды — не раз выступавшие вместе Машков и Миронов, а им в помощь была собрана целая сборная отличных актеров. Лядова, Смоляков, Гостюхин, Сергей Гармаш, Чулпан Хаматова, Петр Мамонов, Ирина Розанова — каждый из них в состоянии и в одиночку вытянуть любой фильм.

Ну а если им еще и дать в руки хороший сценарий, да еще не жадничать с режиссером, то фильм получится как минимум выдающийся.

Со сценаристами, как известно, в России плохо: примерно год назад, в самый разгар работы над «Пеплом», кинокомпания «Амедиа» сообщила, что отныне будет работать только с американскими, поскольку то, что пишут отечественные, никуда не годится.

Но, видимо, слухи о смерти российского сценарного искусства до продюсеров «России-1» не дошли, и сценарий для «Пепла» доверили-таки писать своим — его делали Эдуард Багиров («Гастарбайтер») и Ренат Хайруллин («Трое в Коми», 2013) при помощи Дмитрия Новоселова (сериал «Морпехи») и писательницы Марины Степновой («Женщины Лазаря»).

Ставить фильм позвали Вадима Перельмана, уроженца Киева, который вырос и получил кинообразование в Канаде, затем перебрался в США, работал в рекламе. В его полнометражной фильмографии — две независимые картины. «Дом из песка и тумана» (2003), экранизация одноименного романа Андре Дюбюса III с Дженнифер Коннелли и Беном Кингсли в главных ролях, получил три номинации на «Оскар» и был тепло принят критикой; отзывы о второй ленте — «Мгновения жизни» (2007) по книге Лоры Касишке с Умой Турман и Эван Рэйчел Вуд — были менее благожелательными, но и она не прошла незамеченной.

В Россию Перельман приехал со сложной задачей — делать фильм об эпохе, представленной в нашем кино в оптовых количествах. Однако многие идут по пути построчной экранизации Солженицына — слишком привлекательна эта дорога, и слишком легкой она кажется. Авторы «Пепла» пошли другим путем и сумели филигранно обойти подводные камни.

Нет, приметы времени, разумеется, в сериале присутствуют — и масштабные репрессии, и пытки заключенных, и подробности тюремного быта.

Но во главу угла в «Пепле» поставлен сюжет — лихо закрученный, плотно наполненный событиями, непротиворечивый и с умеренным количеством роялей, хорошо спрятанных в густых кустах и лишь добавляющих фильму объема и драйва. Судя по всему, сюжет этот имеет американские корни: первым делом «Пепел» тянет сравнить с боевиком Джона Ву «Без лица» — если, конечно, учесть, что пересадка кожи в 1938 году распространена не была, а потому герои «Пепла» используют более традиционные решения: подделку документов, подлог и устранение нежелательных свидетелей.

Но ориентируется «Пепел» при этом совсем не на фильм знаменитого гонконгского режиссера: по уровню задумки и исполнения сериал Перельмана вполне может стать новым «Местом встречи изменить нельзя».

Они очень похожи. В «Месте...» тоже был отличный сюжет (не в последнюю очередь благодаря братьям Вайнерам) и замечательный актерский состав. Но было там и кое-что еще.

В фильме Говорухина было четкое противостояние благородных милиционеров и безжалостных бандитов, а выбора, кому сопереживать, не было. Нужно быть на стороне Жеглова и Шарапова, жалеть Векшина и Топоркова, очищать ряды от Соловьева, ну а ненавидеть, конечно, Фокса, Горбатого и Промокашку.

С «Пеплом» сложнее — здесь нет очевидной правой стороны, одни бандиты кругом.

Нет в сериале Перельмана и детективной составляющей, что обычно помогает уверенному опознанию сыщиков и бандитов, хороших и плохих. Героев предлагается судить по делам их. А с учетом того, что авторы (едва ли не впервые в отечественном телекино) пожертвовали положительностью характеристик своих персонажей ради их объема, для зрителя это превращается в упражнение — не самое простое, но очень увлекательное.

И эта констатация, пожалуй, самое отрадное из всех, что можно было позволить в отношении российских телефильмов со времен выхода «Ликвидации». И можно только гадать над определившими ее причинами: западный режиссер с русским бэкграундом или команда писателей, не страдающая комплексами неполноценности в отношении себя самих. Или соединение одного с другим.

«Россия-1»
28 октября — 1 ноября
21.00

Новости и материалы
Названа электроника, которую россияне скупают перед дачным сезоном
Названы пять городов России, где бывают белые ночи
Генерал США заявил, что, если украинцы не будут воевать, НАТО откажется поставлять оружие
Лавров заявил о стремлении Запада нанести православию непоправимый ущерб
Лавров рассказал, зачем некоторые страны участвуют во встрече в Швейцарии
Задержаны подозреваемые в убийстве в Донецке военкора из Техаса Рассела Бентли
Комментатор дал прогноз на седьмой матч серии «Даллас» – «Вегас»
Рублев стал победителем «Мастерса» в Мадриде
Лавров назвал причину всех мировых проблем
Лавров заявил о «чудовищных» экономических проблемах Европы
Дадонова назвали игроком, который уже мог закончить серию с «Вегасом»
Найдено сходство между иммунитетом растений и человека
Лавров оценил слова главы МИД Британии о праве Киева наносить удары по РФ
Найден способ лечения опасной для жизни черной плесени
Ученые выяснили, что боль может быть заразной
Врач назвала простой способ улучшить здоровье мужчинам среднего возраста
Диетолог Дианова: мужчинам рекомендовано отказаться от красного мяса
Избавиться от коронавируса может помочь препарат от диабета
Зарема раскритиковала футболиста «Спартака»
Все новости