Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Театр – место, где накапливается социальное доверие»

Художник Ксения Перетрухина рассказала о выставке «Попытка альтернативы», посвященной юбилею Театра на Таганке

Художник Ксения Перетрухина рассказала «Газете.Ru» о причинах конфликта, который разгорелся на выставке «Попытка альтернативы», посвященной юбилею Театра на Таганке.

В Театре на Таганке начала работу выставка Ксении Перетрухиной «Попытка альтернативы», на которой театральное пространство, история и мифология знаменитой Таганки исследуются средствами современного искусства. Начала с конфликта – выставка пришлась не по нраву некоторым актерам и сотрудникам театра. Артисты, как рассказал побывавший на вернисаже корреспондент «Газеты.Ru», обвинили устроителей в разрушении «культурного кода» театра и назвали их деятельность «вторжением».

«Попытка альтернативы» станет предисловием к большому художественному проекту, посвященному 50-летию театра. Сценарий юбилейного года стал дипломной работой для режиссера команды Дмитрия Волкострелова – группы студентов Школы театрального лидера, в которой молодые театральные практики, теоретики и менеджеры занимаются стратегиями обновления репертуарного театра. Московский департамент культуры поддержал эту идею, и перед началом сезона команду режиссеров, художников и театроведов представили труппе театра. Перетрухина рассказала «Газете.Ru» о выставке «Попытка альтернативы», причинах конфликта и о том, какие еще экспозиции и спектакли можно будет увидеть в юбилейный год.

— Ксения, как вы расцениваете то, что произошло на открытии выставки?

— Меньше всего хотелось бы сейчас становиться причиной чьего-то стресса, вносить в чью-то жизнь ад и невыносимые мучения. Я знаю, что мы сделали не так. Мы утвердили выставку на худсовете, а нужно было собрать все службы театра, всем и каждому разъяснить: фойе на год станет выставочной площадкой, висевшие там всегда фотографии и афиши будут заботливо упакованы. Мне бы очень хотелось, чтобы весь коллектив театра мог ощутить — ничего страшного, если в фойе будет экспозиция. Это не лишит театр его природы, это ее расширение, а не сужение. Я очень надеюсь, что мы с артистами скоро придем к соглашению.

— В чем причина такой острой реакции?

— Я пришла в театр из современного искусства и совсем не жду, что за пределами галереи кто-то с ходу поймет и примет смысл моего художественного жеста. Если я художник, то должна делать что-то новое, а новизна, неизвестное в силу природы человеческого восприятия обречены на негативную реакцию.

— В аннотации к выставке вы пишете: «Обращаясь к прошлому, нужно заимствовать идеи, а не формы». Какие главные идеи Таганки нужно заимствовать?

— Проект, который мы делаем, нельзя провести в любом театре — только в Театре на Таганке. У него есть стартовый феноменальный период 60-х. То, что здесь произошло, сродни взрыву. Это полемично, но с ранним Театром на Таганке часто рифмуется слово «свобода». Сейчас очень важное измерение искусства – его влияние на общество, взаимоотношения с обществом, социальная функция искусства. Сегодня недостаточно шедевров, транслирующих некие смыслы. Нужно, чтобы общество менялось, взаимодействовало с искусством. И вот на Таганке была уникальная ситуация единения зрительного зала со сценой. Это замечательно описано во всех книгах.

Исчезала четвертая стена, люди в зале были абсолютно едины с актерами, на сцене произносилось то, о чем говорили на советских кухнях. У зрителя была активная позиция, он был соучастником – вот что нам сейчас нужно.

В конце выставки мы планируем общественную дискуссию, чтобы вокруг Таганки снова начались дебаты. Мне близка мысль, которую высказал Александр Александрович Аузан, читая лекцию по институциональной экономике в Школе театрального лидера:

театр – это место, где накапливается социальное доверие.
Для этого мы сами должны научиться разговаривать друг с другом. Наша коммуникация не должна быть построена иерархично, чтобы нам только сверху говорили, что делать.

Есть важная тема площади, площадной культуры, что отражено в названии театра. Советское общество было иерархично, а площадная культура деиерархизирует людей.

Это чрезвычайно важно в идее ранней Таганки. Знаете, в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир» актеры встречали зрителей перед театром, на улице. Это было здесь, в этом месте, и есть люди, которые это своими руками делали – они до сих пор живы, и эти люди на худсовете проголосовали за радикальный проект. Это восхитительно.

Но как будет развиваться театр дальше? У нас есть даже такой объект на выставке – надпись: «На этом месте висела афиша «Что делать?».

— Вы как-то отвечаете на этот ключевой вопрос?

— Есть разные мнения: «Нужно, чтобы вернулся Любимов!» – «Ни в коем случае не нужно!»; «Нужно, чтобы пришел сильный лидер!» – «Не нужно, чтобы приходил сильный лидер»... И даже такое: «В этом театре ничего не будет долгое время, нужно просто ждать». Есть сумбурные мнения, но нет ответа – что же, собственно, делать?

Задача нашего проекта – сделать остановку, отрефлексировать, понять ту точку, в которой мы находимся.

Это касается не только Театра на Таганке – вопросы, которые мы поднимаем, связаны с развитием и реформацией репертуарного театра в целом. Есть такой болезненный вопрос, о котором часто говорят:

что делать с репертуарным театром? Одни говорят, что это национальное достояние, другие требуют к чертовой матери закрыть.

Этот разговор заканчивается ничем, потому что репертуарный театр нужно прежде всего проанализировать, понять, с чем мы имеем дело. Это сложная структура, которая, несомненно, является достоянием, но которую, безусловно, надо развивать. Проект, который мы делаем, – это прецедент такого анализа. В репертуарный театр, театр-дом, приходит некая группа людей, которая хочет сделать некий проект. В общественном мнении должно сложиться понимание, что это не страшно, что это очень хорошо, если запустятся процессы обмена и законсервированная система будет развиваться:

репертуарный театр ощутит себя стойкой, полноценной, устойчивой системой, которая способна впустить в себя что-то, что обновит и театр.

Мы делаем театральное фойе местом выставки, причем не служебного назначения, а выставки в понимании современного искусства. Надо работать с проницаемостью границ репертуарного театра: это расконсервирует замкнутую систему, делает ее разомкнутой.

Помимо диалога с другими искусствами важен диалог с обществом. На открытие выставки мы позвали людей разных профессий. Это опять возвращение к идеям Таганки – общественный худсовет, в который входят ученые и общественные деятели. Единение физиков и лириков, которое было в 60-е, очевидно обогатит театр.

— Что представлено на выставке?

— Мы снимаем со стен все, что на них висит, кроме фотографий актеров, которые играют в театре, и четырех портретов – Станиславского, Брехта, Вахтангова и Мейерхольда, которые Юрий Любимов просил никогда не снимать. Мы постараемся освободить театр от накопившихся в нем предметов.

В холле стоят декорации, которые негде хранить, а на втором этаже окна загорожены цветами-деревьями, которые были заботливо выращены в театре. Мы их временно переставим. Идеей Давида Боровского были световые прострелы на двух этажах, которые заканчиваются вот этой черной стеной с четырьмя портретами. Мы хотим восстановить это пустое пространство Боровского — это важно для новой жизни, новых мыслей.

И мы пишем на стенах тексты. Это преимущественно вопросы. Мы задаем вопросы к настоящему, к прошлому и рассказываем суть проекта, который заключается в пересмотре истории, в понимании истории как коллективного процесса, где каждый участник очень важен.

Вопросы онтологически присутствуют в Театре на Таганке. Один из его ключевых героев – Гамлет, сомневающийся герой: ему надо королевством править, а он задает вопросы. Один из главных авторов – Брехт, с его несколькими вариантами финала. Все это есть в истории Таганки, мы просто вынимаем это и демонстрируем. Если разговаривать с людьми в театре, все они сами высказывают вопросы, которые мы поднимаем.

Для современного искусства тут, может, не о чем говорить в плане формы, а для репертуарного театра это очень радикальный проект – меня восхищает, что театр на это согласился.

Я просто перечислю всё, что там есть: это наши мысли, заключения об истории; цитаты из разных известных людей, от Лемана до Годара, поддерживающие те мысли, которые мы высказываем; это цитаты актеров и работников театра.

Центральный объект – это наше письмо к Юрию Петровичу Любимову.

Мы вошли в театр без общения с ним – так получилось, и, будь возможность переиграть, я бы не хотела, чтобы так получилось. Было непонятно, как выйти из этой ситуации, но сейчас, как мне показалось, это самый правильный жест: в этом проекте мы обращаемся к нему как художники к художнику. Мы уважаем историю театра, ничего не трансформируем, ничего не портим, мы гарантируем бережность: как я уже говорила, ничего не будет поломано, перекрашено. Мы сожалеем, что вошли в театр без разговора с ним. Это просто письмо уважения.

— Театр на Таганке очень часто подают как театр одного человека…

— Я испытываю гигантское восхищение талантом и гением Юрия Петровича Любимова, но с этой ситуацией не могу согласиться, это неправильно. Причем эта ситуация больше, чем Театр на Таганке, просто здесь это ярко и выпукло, но связано это со всей страной. Мы отстаиваем право незаметного человека на историю. У безымянного зрителя оно такое же, как и у самого яркого участника. Человек, которого мы втягиваем в художественный процесс, должен понимать, что он важный участник этого процесса. Вместе с правом на историю появляется ответственность за эту историю.

Во время подготовки этого проекта нам

часто приходилось слышать: без Любимова ничего бы не было, а остальных можно было заменить, и все было бы так же. Мы считаем, что это не так.

Даже если это так – может, нам, анализируя эту историю, стоит понять, что не нужно инспирировать художественные процессы, в которых одного человека можно с лёгкостью заменить другим? Может быть, нужно какое-то другое искусство, а не то, где важен только один человек? Но в любом случае мне кажется, что это не так.

Боровский называл Любимова гениальным коллективным режиссером. Он не режиссер-одиночка. Есть такой тип творца, но это не он. Любимов – коллективный человек, он работает с людьми, взаимодействует с их идеями.

— Вы говорили, что собираетесь показать «второй план» истории Таганки через воспоминания незаметных людей, – как это будет выглядеть?

— Это появится не сразу. Выставка – ворота в весь проект. Знаете, как устроено жанровое кино: из первого эпизода должно быть понятно, что это за жанр. Вы когда-нибудь обращали внимание: если вы опоздали на фильм, вы долго не можете въехать — это комедия, трагедия, что происходит вообще?

Мы действительно пытаемся пересмотреть историю глазами маленького человека.

Наша следующая выставка – это какой-то подарок судьбы.

Существует такой замечательный архив семьи Боуденов. Простые зрители много лет ходили в Театр на Таганке и собирали все-все-все программки и билеты в папочку, на которой они сами от руки нарисовали логотип театра. На всех написана дата, имя кого-то из членов семьи, кто был на спектакле, и маленький комментарий. Мы хотим увеличить объекты: это будут те же названия, что и на афишах в фойе, но с маленьким, теплым человеческим комментарием.

— Расскажите о спектаклях, которые будут идти в юбилейный год.

— Один из спектаклей сделал Семен Александровский: зритель приходит в театр, ему выдают наушники, и он слушает аудиогид, который водит его по театру, по важным точкам. Каждый человек проходит эту бродилку отдельно, для всех она начинается в разное время и из разных мест. Это будет аудиоспектакль, записанный с актерами театра, текст напишет драматург Евгений Казачков. Всего будет три гида. Предположим, вы попали на первый, но знаете, что есть еще две версии. Мы ставим зрителя в ситуацию, когда он услышит одну из многих возможных «правд», потому что история не может звучать только так и никак иначе. Понимание, что есть много правд, много историй, – это важно и для Театра на Таганке, и вообще для времени, для истории. Хотелось бы, чтобы зрители в ходе этого квеста заходили в главный зал Театра на Таганке, а перед ними декорация спектакля «Высоцкий». Собственно, еще одна постановка нашего проекта будет о том, как закрывали, не давали выпустить «Высоцкого»; было бы здорово играть их в паре.

Ну а наш первый спектакль, проект Андрея Стадникова «Репетиция оркестра», состоит исключительно из интервью с актерами и работниками театра.

— Вам часто задают вопрос о том, какое право вы имеете взаимодействовать с историей Театра на Таганке, зачем вы этим занялись, какое вы имеете к нему отношение?

— Знаете, опрашивая людей, мы выясняли, что отношение к Таганке имеет почти каждый. Например, моя мама была инженером и воспитывала меня одна, мы жили в Подмосковье, очень бедно. У нее не было возможности ни купить билет у спекулянта, ни доставать его в очереди. Моя мама никогда не была в Театре на Таганке. Но она передала мне образ, ее потрясший, – Высоцкого, кидающего землю в зал. Она там не была, но это она пережила. Человека формирует всего несколько образов важных в жизни, и вот этот образ, который передала мне моя мама и которого она не видела, дожил до сих пор и очень на меня повлиял. К вопросу о том, где проходят границы причастности людей к этому театру: это гигантское явление, и я не могу считать, что я и моя мама не имеем к нему отношения.

Театр на Таганке – это такое мощное явление, что понять его историю значит понять историю страны.

Вы понимаете, у нас есть огромный художественный прецедент, который развивался более 50 лет.

Если понять процессы, которые в нем происходили – не давать им оценки, а просто понять, – мы сможем очень многое понять об истории как таковой. Что такое история? Это не содержание одной книги. Вот это очень важное сообщение, главное в нашем проекте: история субъективна. У разных людей может быть своя история. У нее могут быть версии, у нее могут быть ракурсы.

Новости и материалы
В России планируют запустить жилищные вклады
В Курской области снова объявили опасность атаки беспилотников
В Белгородской области объявлена опасность атаки беспилотников
Вероятность нанесения ракетных ударов сохраняется в Новороссийске
Британский аналитик назвал условие для окончания сражения за Донбасс
В Москве заявили о блокировании ЕС счетов Россотрудничества и культурных центров РФ
Новичка минского «Динамо» сравнили с одним из лучших российских вратарей НХЛ
Назван лауреат Международной Букеровской премии
Белоус считает, что «Зенит» может простимулировать «Краснодар» победить «Динамо»
Госсекретарь США заявил, что иранскому народу стало лучше от гибели Раиси
Представительство РФ заявило, что ЕС рано или поздно придется вернуть украденные активы
В одном из регионов Украины произошли взрывы
США перебросили в Британию стратегические бомбардировщики B-52
Зеленский назвал причину нежелания приглашать Россию на саммит мира
Вашингтон считают, что Москва запустила в космос противоспутниковый аппарат
Стало известно, какую должность Акинфеев может занять в ЦСКА
Бывший сотрудник СБУ рассказал о вербовке россиян для диверсий
Юрзинов рассказал, когда ЧМ по хоккею станет интересным
Все новости