Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Старушке Европе сделали красиво

«Великая красота» Паоло Соррентина названа лучшим европейским фильмом года

«Великая красота» Паоло Соррентино названа лучшим европейским фильмом года — такое решение приняла Европейская киноакадемия, вручившая свои награды на церемонии в Берлине.

По традиции Европейская киноакадемия определяет лучших первой в киногоду — свои итоги она подводит в начале декабря. Фильмом года названа «Великая красота», шестая картина 43-летнего итальянца Паоло Соррентино. Сам он в Берлин на церемонию не приехал, причем явно не из снобизма, а просто потому, что не ожидал победы. Награду на сцене «Дома Берлинского фестиваля» за него принимала толпа соратников: у двух из них — выдающегося актера Тони Сервилло и монтажера Кристиана Травальоли — в руках уже были заслуженные статуэтки.

«Паоло — человек возрождения: он одинаково хорошо пишет сценарии, режиссирует фильмы и играет в футбол!» — восторженно резюмировала со сцены одна из актрис.

«Великая красота» — первый фильм талантливого режиссера, который более или менее широко показывался и в России. Политическая экстраваганца «Изумительный», где тот же Сервилло (вообще-то тончайший театральный режиссер и эксперт по комедии дель-арте) исполнял роль многолетнего итальянского премьер-министра Джулио Андреотти, прошла в паре кинотеатров незамеченной. А «Последствия любви» и «Где бы ты ни был», несмотря на участие в главной роли Шона Пенна, в прокат не выпускали вовсе. Поэтому на многих триумф «Великой красоты» может произвести шоковый эффект, хотя в Европе Соррентино давно признали самым одаренным представителем молодого поколения итальянского кино.

В последней картине режиссер с впечатляющей наглостью принимает эстафету от самого Федерико Феллини.

«Великая красота» кажется данью почтения «Сладкой жизни» и «Риму» вместе взятым; в центре действия — если неторопливую череду гротескных зарисовок можно обозначить этим словом — находится стареющий светский репортер, растративший жизнь зря и теперь не без мазохистского наслаждения тонущий в чисто итальянском гедонизме. Вместе с тем

«Великая красота» — впечатляюще поэтичная ода закатной Европе, увиденной глазами как циника-героя, так и романтика-режиссера, выдающегося формалиста и маньериста.

Американец Стивен Спилберг в Каннах не оценил эту картину и оставил ее без призов. Его европейские коллеги исправили ошибку, осыпав «Великую красоту» наградами.

Но и в этом случае без сопутствующих потерь не обошлось. Большим проигравшим европейских кинонаград – 2013 стал француз Абделлатиф Кешиш. Из всех фильмов, претендовавших на главный приз, «Жизнь Адель» получила меньше всего номинаций: две. И ни одна из них не обернулась реальным трофеем.

Кешиш и его актриса Адель Экзаркопулос сидели в центре зала, операторы прямой трансляции тщетно пытались запечатлеть разочарование на их окаменевших лицах.

При этом каждое упоминание «Жизни Адель» со сцены вызывало в зале овацию. Однако, кажется, европейские академики осознанно заранее решили, что хватит с Кешиша и одной каннской «Золотой пальмовой ветви»: на сцену режиссер ни разу не поднялся. Ведущая церемонии немецкая комическая актриса Анка Энгельке позволяла себе одну бестактную шутку за другой, будто испытывая терпение Кешиша, а в финале бросила ему между делом: «С днем рождения!» В самом деле, церемония совпала с 53-м днем рождения режиссера.

Утешение для создателей и поклонников «Жизни Адель» — в том, сколь многие выдающиеся фильмы остались в этом году без внимания Киноакадемии. Это и «Камилла Клодель, 1915» Брюно Дюмона, и выдающаяся трилогия «Рай» Ульриха Зайдля, и «История моей смерти» Альберта Серра, победившая в Локарно, и «Святая кольцевая» Джанфранко Рози, победившая в Венеции.

По всему похоже, что с ростом числа голосующих Европейская академия все больше ударяется в мейнстрим, элементарно опасаясь экспериментальных и радикальных картин.

Зато наравне с «Великой красотой» и «Жизнью Адель» на главный приз претендовали такие далеко не выдающиеся ленты, как «Простые сложности Нико Фишера» немца-дебютанта Йана Оле Герштера или «Разомкнутый круг» бельгийца Феликса ван Гронингена, а также прокатные народные фавориты «Белоснежка» испанца Пабло Бергера и «Лучшее предложение» итальянца Джузеппе Торнаторе.

Несмотря на это, в некоторых случаях сама суть теперешней мультикультурной европейской ситуации была угадана академией снайперски точно. Так, в новой номинации «лучшая комедия» победила «Любовь — это все, что тебе нужно» Сюзанны Бир, датско-англоязычная love story с гей-подтекстом, действие которой разворачивается на фоне итальянских пейзажей. Лучшим анимационный фильмом был назван умопомрачительный «Конгресс», поставленный израильтянином Ари Фольманом по прозе Станислава Лема, с участием десятка европейских стран. Документальной картиной года, к восторгу зрителей, был признан «Акт убийства»: автор этой смелой ленты о массовых убийствах в Индонезии Джошуа Оппенхаймер родился в Штатах, вырос в Великобритании, а снимает в Дании.

В довершение ко всему со сцены документалист-триумфатор поблагодарил свою еврейскую бабушку, вовремя сбежавшую из Берлина перед самой войной, и своего мужа, присутствовавшего в зале.

Смотря в будущее объединенной Европы, Киноакадемия все с большим теплом обращается к прошлому — собственно, еще одним подтверждением тому и стало награждение ностальгической «Великой красоты». Зал трижды вскакивал с мест для овации стоя. Сначала приветствовали 85-летнего Эннио Морриконе (он получил приз за музыку к «Лучшему предложению») — живое воплощение былой славы и власти европейских кинематографистов, чью музыку Голливуд слушает до сих пор. Потом 70-летнюю Катрин Денев — напоминание о тех европейских стандартах красоты, по которым полвека назад сходил с ума весь мир.

Однако самым трогательным было чествование 64-летнего испанского гения Педро Альмодовара. Десять его актеров вышли на сцену и изобразили уморительно-неуклюжий танец, спев хором «I'm so excited», диско-хит из последней комедии мэтра. После чего хором признались ему в любви. Непрошеную слезу пролил и сам лауреат, никогда не скрывавший своей сентиментальности, и многие в зале. Вероятно, эти слезы тоже можно было расценить как воспоминание о былой славе и великой красоте европейского кинематографа.

Новости и материалы
Победительницы конкурсов «Мисс США» отказались от титулов
Наталья Рудова ответила, предлагали ли ей вернуться в «Универ»
Губерниев: на данный момент ничего лучше Олимпиад не придумали
В Белгородской области в третий раз за день объявили ракетную опасность
МИД Белоруссии высказался о покушении на Фицо
Россиянин похудел на 26 килограммов и попал в больницу с тромбами
Британский премьер прокомментировал покушение на Фицо
Стала известна личность напавшего на премьер-министра Словакии Роберта Фицо
Житель Ноябрьска лишился 12 млн рублей, пытаясь заработать на инвестициях
Путин заявил, что Шойгу внесет свой вклад в координацию работ силовых ведомств
Орбан назвал «отвратительным» покушение на премьера Словакии Фицо
Доллар подешевел до 91 рубля на Мосбирже
МВД Словакии подтвердило покушение на премьера страны
Путин рассказал о планах по национальному развитию
Путин указал Белоусову фронт работ на новой должности
Женщина жестоко разыграла мужчину, который прислал ей фото своего пениса
Глава Сербии после покушения на Фицо заявил, что молится за него
Глава ЕК осудила нападение на премьер-министра Словакии Роберта Фицо
Все новости