Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Крестный делец

В галерее «Триумф» открылась выставка дизайнера, кутюрье и художника Руслана Караблина

Художник, дизайнер и создатель марки SSUR Руслан Караблин в своих полотнах серии «Traficante» на выставке в галерее «Триумф» рассказывает историю мексиканских мафиози языком комикса и фольклорного китча.

То, что футболка с переодетой в Че Гевару обезьяной может быть воспринята так же, как выставленное в галерее живописное полотно, не новость. В начале 1990-х американский дизайнер Руслан Караблин из атрибутов подростково-крикливой уличной культуры сделал монструозный рыночный продукт: его одежда с портретами рэпера Notorious B.I.G в короне и Кинг-Конгом стала частью визуального искусства — ее можно было видеть как на обитателях гетто, так и далеко за его пределами.

Сегодня он создает крупноформатные картины для музеев, которые, однако, тоже имеют шанс однажды превратиться в принт для одежды или, скажем, появиться на оборотной стороне чехла для айфона.

Биография Караблина — эталонный пример истории русского мальчика из гетто, осуществившего свою американскую мечту. Когда ему было пять, семья перебралась из Одессы в Нью-Йорк и поселилась на Кони-Айленде. Прежде чем создать бренд SSUR и стать гуру уличной моды, Караблин работал доставщиком пиццы, торговал бургерами, разгружал вагоны и с возрастом чуть было не превратился в безликого офисного клерка. В 1990-м он создал собственный одежный бренд (названием стало его имя – Russ, прочитанное задом наперед), перемешав русские народные искусства с соц-артом и агрессивным уличным хип-хопом.

Выбравшись из гетто, русский мальчик принялся высмеивать культ роскоши и довольства. Оставаясь внутри системы коммерческих брендов (его SSUR сотрудничает с такими марками, как Swatch, Supreme, DC Shoes и Converse), Караблин насмехался над ней, не забывая срывать маски с тех, кто слишком активно ест ананасы и жует рябчиков. Серией одежды с надписью «Comme des Fuckdown» он пародировал известный японский бренд «Comme des Garçons», выпускал майки с переиначенными логотипами Chanel и Cartier и белые кроссовки с гжельским узором.

В галерее «Триумф» показывают небольшую серию его живописных работ «Traficante» – сцены со дна жизни мексиканской мафии в Америке, созданные Караблиным на основе реальной полицейской хроники.

Мафиози в черных одеждах, опознавательные татуировки (орел или змея поверх горящего круга), массивные золотые украшения, расчлененка и религиозные мотивы – все признаки популярного и, главное, продаваемого хита от живописи в его работах есть. Они оказываются созвучными идее английского художника Дэмиена Херста о невозможности смерти в сознании живущего, растиражированным поп-идолам Энди Уорхола и предельно обобщенному стилю американских комиксов.

Интересно, что своего ближайшего собрата — кутюрье и художника Дениса Симачева, также эксплуатирующего «русскость» и работающего на границе между модой и мифотворчеством, — Караблин в одном из интервью назвал «русской версией себя».

Однако роднит дизайнеров только лишь общий интерес к коммерциализованному и пропущенному через мясорубку китча фольклору.

Представленная им в серии «Traficante» мексиканская мафия с ее системой культурных кодов и близостью родоплеменным отношениям – такая же легко конвертируемая в экономические категории экзотика, как гжель или хохлома.

В диалоге с рынком в работах Караблина рождается Иисус в терновом венке и камуфляжной курточке, вполне декоративный «Ад» – монохромное красно-оранжевое полотно, напрашивающееся стать, например, автомобильной аэрографией, и размноженная статуэтка Хесуса Мальверде – героя мексиканского бандитского фольклора, так называемого «наркосвятого» в целлофановой упаковке.

Вслед за Дэмиеном Херстом Караблин рассуждает на тему смерти, которая больше неприемлема в качестве идеи для произведения искусства. От нее следует дистанцироваться, негромко посмеиваясь над конечностью всего сущего и праздно разглядывая истыканного ножами врага мафии (работа «Ножи»). Отрубленная голова с красной герберой за ухом посреди буржуазной гостиной («Обезглавленный») у Караблина не шокирует и не смущает. Ею можно любоваться, как боттичеллиевской Венерой.

При этом по уровню художественного мастерства его работы не уступают, например, картинам Роя Лихтенштейна, также выполненным в обобщенно-комиксной манере. Будучи броскими и универсальными, как любой узнаваемый бренд, они остаются в опасном родстве с так называемыми «чистыми объектами потребления», о которых писал Жан Бодрийяр. Караблин не пытается плюнуть в вечность и не углубляется в социокультурные подробности отношений американцев и их южных соседей. В качестве дизайнера он высмеивает элитарное посредством массового, а как художник — шлет высокую культуру в неприличном направлении, намеренно умножая потенциально годные для продажи образы.

Новости и материалы
Новый министр спорта объяснил, как будет работать
Суд обязал 81-летнюю жительницу российской деревни вывозить мусор и платить за это
Украина может столкнуться с нехваткой топлива из-за мобилизации
Пенсионерку госпитализировали после удара током от дверного звонка
Райан Рейнольдс о пугающей привычке 5-летней дочери: «Закричал от ужаса»
Большинство уехавших украинцев довольны жизнью в новых странах
Дочь Брюса Уиллиса заявила, что родители ходили при ней голышом
Стилист Бородиной объяснил, как носить «голые» юбки без стыда
Михаил Ходорковский посетовал на ненависть от украинцев в соцсетях
Эксперт спрогнозировал всплеск отказов по потребкредитам после 1 июля
Российская армия приблизилась к Липцам в Харьковской области
Forbes рассказал, как ВС РФ не дают ВСУ использовать авиацию
Стало известно, сколько «ПСЖ» готов предложить за Хвичу
Франция передаст Украине новую партию снарядов для систем ПВО
Глава ФРС настаивает на сохранении высоких ставок
Россиянин с двумя подростками поджог релейный шкаф по указанию неизвестного из мессенджера
Блинкен рассказал, когда состоятся выборы президента на Украине
В Харьковской ВГА объяснили значимость Волчанска
Все новости