Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Очень смешная политическая история

Выставка «Святая политика» Павла Пепперштейна открылась в галерее «Риджина»

Агрессивные матрешки, гротескные крестьянки и Гитлер с супрематической конструкцией вместо головы: на выставке «Святая политика» в галерее «Риджина» художник-концептуалист Павел Пепперштейн исследует мутации политических мифов.

Огромное полотно называется «Фильм «Война с гигантским ребенком». На нем монструозных размеров мальчик, напоминающий ожившую статуэтку пионера-горниста из фибробетона, а также орда игрушечных солдатиков, танки, гриб ядерного взрыва. Малыш, говорится во вписанном в работу комментарии, хочет покончить жизнь самоубийством и создает целый мир с единственной целью: чтобы тот объявил ему войну и убил его.

Трактовок масса: внутренний ребенок, издыхающий под гнетом супер-эго, персонифицированное советское прошлое, обратившееся в устрашающий миф. Или, может быть, бог, который создал ядерное оружие, чтобы сладить со своим ставшим в тягость бессмертием.

Жонглируя интерпретациями, Пепперштейн создает эпический миф, претерпевающий мутации и расщепляющийся на составные элементы прямо в процессе творения.

Писателя, теоретика искусства и идеолога арт-группы «Медицинская герменевтика» Павла Пепперштейна (сын другого большого мастера — основоположника московского концептуализма Виктора Пивоварова) принято обожать. За фольклорные образы, граничащие с психоделией, в живописи и литературе. За остроумную игру с политической символикой всех времен и народов, которую тот перекодирует на новый лад. Наконец, за как будто детские картинки, выполненные в радостной, кислотно-простодушной манере.

На выставке «Святая политика» в «Риджине» показывают десять его новых живописных работ, щедро снабженных незатейливыми комментариями вроде «Я никогда не забуду свое путешествие в этот мир» и крикливыми лозунгами (наследие «Медгерменевтики», в 1980-х много экспериментировавшей с наглядной агитацией), и несколько акварелей.

Его стиль — это карикатура на сюрреализм, предельно упрощенное изображение, которое выражает тоску по детству во всей его, детства, одномерности.

Заигрывая с идеологией, Пепперштейн, кажется, говорит о вечном: о травме взросления (людей, культур, цивилизации), о научно-техническом прогрессе и свободе личности, которые тихой сапой пожирают друг друга, о времени и истории. Но при этом он все равно, как сказали бы герои пелевинского романа «Generation П», остается не творцом, конструирующим русскую национальную идею, а криейтором, решившим наскоро сочинить ее страниц на пять.

В 1980-х Пепперштейн вместе с Сергеем Ануфриевым, коллегой по «Медгерменевтике», написал психоделический роман «Мифогенная любовь каст» о Великой Отечественной войне, которая ведется не на поле боя, а в голове контуженого парторга, наевшегося галлюциногенных грибов. Бороться с фашизмом в сказочном лесу герою помогают Избушка на курьих ножках, Кощей Бессмертный и Баба-яга.

Работы из серии «Святая политика» — про то же самое: это не рефлексия на тему свершающейся на наших глазах истории, а немного апокалиптическая пародия на нее.

Предметом его живописных упражнений становится мифотворчество само по себе — абсолютно алогичное, положенное вне каких-либо базовых культурных координат. Хтонические крестьянки, которых Пепперштейн вписывает в цветастое абстрактное пространство, мирно беседующие между собой нацисты, олицетворяющие человеческий род, и русалки — всего лишь изобразительные коды, приоткрывающие двери в мир художника.

По Пепперштейну, идея цивилизации, интернет и небоскребы — такой же общий для всех культур сюжет, как история про Давида, побеждающего Голиафа; вымысел, обросший интерпретациями и сказочными подробностями. Пепперштейн разжижает и лепит заново эти мифы, чтобы у них появились новые толкования. Так, небольшую акварельную картинку, на которой в радостно-идиотических розовых тонах изображен ядерный взрыв, он снабжает комментарием: «Интернет — это плохо, а ядерное оружие — это хорошо».

Эту тему художник разрабатывает не первый год. О конце цивилизации Пепперштейн уже рассуждал: в цикле живописных работ «Город Россия» он изобразил футуристический город-мутант. А в последнем своем романе «Пражская ночь» сделал главным героем киллера-мечтателя, спасающего от сноса старинный московский особнячок и мстящего «убийцам священной столицы» — архитекторам и градоначальникам. На выставке в «Риджине» также есть несколько огромных комментированных графических полотен, которые сообщают, что «цивилизация превращает все в тошнотворный дебилизм» и «все мы с нетерпением ожидаем появления политической силы, способной остановить научно-технический прогресс».

Кстати, почти все выведенные каллиграфическим почерком лозунги дублируются на английском (иногда, правда, с грамматическими ошибками). Английский у Пепперштейна является воплощением очередной имперской идеологии, мировым языком, пришедшим на смену поднадоевшим капитализму с социализмом. «World», который он рисует в виде водоворота, шире, глубже и опаснее «мира» — красного треугольника.

Однако есть ощущение, что Пепперштейн не в состоянии возвыситься над всем этим символическим варварством и принять на себя роль демиурга: его мифология разрастается и уплывает из рук своего создателя.

Рыжеволосая Европа, напоминающая одновременно «Похищение Европы» Серова и героиню девчачьего американского мультсериала с приоткрытым ртом, Гитлер с супрематической конструкцией вместо головы, выкрашенная в цвета российского флага матрешка с тяжелым взглядом отказываются подчиняться и пугают своего создателя. Кажется, Пепперштейн и есть тот самый ребенок, создавший мир, который должен его убить.

Новости и материалы
Правительство ослабит запрет на экспорт бензина
Косторная о занятиях балетом: мне все время не нравится
В Госдепе недовольны идеей МУС выдать ордер на арест Нетаньяху
Нетаньяху увидел антисемитизм в возможном ордере Международного уголовного суда
Креативность и юмор улучшают самочувствие пожилых, установили ученые
В Пентагоне заявили о непричастности США к крушению вертолета Раиси
Ученые нашли способ улучшить терапию опасного рака мозга
Певец Лоза об игроке «Спартака» Джикии: возраст тоже берет свое
В Пентагоне прокомментировали гибель Раиси
Байден раскритиковал требования МУС о выдаче ордеров на арест руководства Израиля
В Белгороде и Шебекино объявлена ракетная опасность
В Карелии мужчина получил срок 15 лет за изнасилование трехлетнего ребенка возлюбленной
В московском ресторане произошел сильный пожар
Минэнерго Запорожской области назвало причину отключения света
ХАМАС раскритиковал Международный уголовный суд за его ордера об аресте
Названы полезные для здоровья заменители оливкового масла
Небензя напомнил посредникам об окончании срока полномочий Зеленского
В Турции допустили, что система сигнализации у вертолета Раиси была отключена
Все новости