Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Греки крови

В прокате «300 спартанцев: Расцвет империи» — продолжение знаменитого кинокомикса

В прокате «300 спартанцев: Расцвет империи» — красивое, но бестолковое продолжение эпоса Зака Снайдера, снятое израильтянином Ноамом Мурро. Чтобы один раз раздеть Еву Грин, сценаристы погубили почти весь сюжет знаменитого комикса.

Пока царь-бог Ксеркс (Родриго Санторо в гриме Валерия Леонтьева) добивает в Фермопильском ущелье три сотни спартанцев во главе с Леонидом (отказавшийся от участия в фильме Джерард Батлер), в соседнем проливе крохотный афинский флот противостоит персидской армаде. Захватчиками командует бывшая греческая рабыня Артемисия (Ева Грин в воинственном макияже), афинянами — стратег Фемистокл (австралиец Салливан Степлтон, похожий то на Пола Уокера, то на Майкла Фассбендера).

Это сражение менее известно, чем подвиг спартанцев, но фильм и не думает щадить необразованного зрителя. Вместо того чтобы внести ясность, сюжет скачет во времени и пространстве.

То нам показывают юность Ксеркса, то предыдущую войну его отца Дария; то сборы спартанцев на войну, то их похороны; то процветающие Афины, то спаленные пожаром; то будущее, в котором греки наконец объединятся, то прошлое, в котором они друг друга предают. Вместо часов здесь стоит ориентироваться на голову несчастного Леонида. Если она еще на плечах — значит, показывают пролог, если уже отрублена — то эпилог.

Главные события «Расцвета империи» происходят, когда голова Джерарда Батлера находится в состоянии кота Шредингера: то ли еще на плечах, то ли уже на пике. Это не приквел и не сиквел, а мидквел — параллельная, но тесно связанная история.

За почти восемь (семь для России) лет, прошедших с момента выхода снайдеровских «300 спартанцев», их стиль вышел в тираж. Ультранасилие, культ тела, темпераментные постельные сцены, частые рапиды и гуашью размазанные по зеленому экрану спецэффекты эксплуатировались в четырех сезонах сериала «Спартак», в визионерском пеплуме «Война богов: Бессмертные», в скромном «Геракле» и много где еще. Сам Снайдер овладел этим киноязыком в совершенстве к «Хранителям» (2009), а в «Запрещенном приеме» (2011) уже открыто подшучивал сам над собой.

Тем не менее под планами снять продолжение он подписался еще в 2008 году, так что эволюция собственных вкусов вступила у него в конфликт с деловыми обязательствами. Из режиссерского кресла Снайдер все-таки сумел встать, прикрывшись «Человеком из стали», но в числе продюсеров остался. Графический новеллист Фрэнк Миллер, автор оригинального комикса и идеолог продолжения, тоже оказался хорош: обещал выпустить к премьере книгу, но потерялся.

В итоге вместо этих двоих фильм снял израильтянин Ноам Мурро — постановщик воздушной инди-комедии «Умники» с Эллен Пейдж. Новичок в производстве боевиков, Мурро решил сделать точную копию раннего Снайдера — только с большим бюджетом.

В Средние века такая работа подмастерья обозначалась требовательным словом «шедевр», но новые «300 спартанцев» — явно не тот случай.

Все, на что оказался способен Мурро, — масштабировать самые эффектные находки первой части. В оригинале было 300 солдат — в продолжении под командованием зрителя оказывается целых 300 кораблей. В оригинале персидское воинство было слегка фэнтезийным — в продолжении герою в какой-то момент мерещатся настоящие морские чудовища.

Оригинал запомнился образцово-показательной постельной сценой персонажей Джерарда Батлера и Лены Хиди — в продолжении ради того, чтобы один раз раздеть Еву Грин, сценаристы губят весь сюжет.

Оригинал был снят на фоне зеленого экрана — на съемках продолжения, рисующего самую эпическую морскую битву в истории кино, вода была разве что питьевая.

«Расцвет империи» — настоящий триумф компьютерных технологий, комиксной драматургии и вообще жанра «порно с клинками». Однако у «300 спартанцев» он перенял не только лучшее, но и худшее. В первой части была спорная, но опьяняюще красивая тоталитарная эстетика, изображенная (в отличие, например, от «Звездного десанта» Пола Верховена) без всякой фиги в кармане.

В ней, напомним, 300 физически и духовно совершенных мужчин, простившись с женами и детьми, два часа рубили в тесном пространстве извращенцев, захватчиков, уродов и душителей свобод.

В перерывах царь Леонид иногда произносил мотивационные речи о демократии и западной цивилизации, но в целом старался быть кратким и афористичным: «завтракать будем в аду», «спасибо персидским стрелам — мы любим сражаться в тени».

В продолжении этих речей стало почему-то в пять раз больше, вложены они в уста далеко не самым харизматичным персонажам, а написаны до обидного скучно и помпезно. Восемь лет назад МИД Ирана оскорбился, что персидских воинов изобразили монстрами и первертами.

В этот раз средне- и ближневосточным дипломатам впору бить тревогу, что фильм снят в поддержку демократической революции: уж больно часто в нем звучат призывы не жить на коленях, а умереть стоя.

Звучат-то звучат, дело хозяйское. Но стилистическая целостность первого фильма Снайдера и Миллера (не говоря уже о великих «300 спартанцах» 1962 года) от этого сильно страдает.

Новости и материалы
Китай выразил разочарование тем, что СБ ООН не принял российскую резолюцию по космосу
В Госдепе заявили, что Иран просил помощи США из-за авиакатастрофы
В России заявили, что США подтвердили свои намерения милитаризировать космос
Экс-тренер «Динамо»: Тюкавину нет смысла ехать в европейский середняк
В Киевской области ограничат уличное освещение из-за нехватки электроэнергии
Украинцы потребовали отправить Зеленского на фронт после окончания президентского срока
В Польше задержали фигурантов дела о диверсиях и саботаже якобы по заказу России
Ловчев: немного перестал уважать Галицкого
Политолог заявил, что США не позволят МУС выдать ордер на арест Нетаньяху
Зеленский заявил, что Киев никогда не атаковал Россию западным оружием
Путин раскрыл объемы добычи нефти в России с начала года
Подмосковные подростки избили школьников из-за отказа играть с ними в футбол
Российский солдат спасся после ударов семи FPV-дронов ВСУ
Над Белгородской областью сбит украинский беспилотник
Названа главная сила «Эдмонтона» с Макдэвидом и Драйзайтлем
В МИД высказались насчет запрета на ядерные испытания
Washington Post раскрыл модель вертолета, на котором разбился Раиси
Петербурженку обвинили в поджоге военкомата по наводке аферистов
Все новости