Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Все детство я боялся темноты, смерти и сатаны»

Алехандро Аменабар о фильме «Затмение»

Режиссер Алехандро Аменабар рассказал «Газете.Ru» о своем новом триллере «Затмение», исследовании сатанинских культов, силе страха и работе с Итаном Хоуком и Эммой Уотсон.

4 февраля в российский прокат выходит «Затмение» — новый фильм автора «Других» и «Агоры» Алехандро Аменабара. Речь в картине идет об одном из многих скандалов, связанных с популярностью сатанинских культов, которые многократно возникали в Америке 1980-х. Герой фильма — детектив в исполнении Итана Хоука — расследует загадочное дело о растлении дочери (Эмма Уотсон) ее отцом и постепенно начинает верить в происки темных сил. Происходит это при содействии приверженца так называемого регрессивного гипноза (Дэвид Тьюлис), под воздействием которого человек будто бы возвращается к подавленным по тем или иным причинам травматичным воспоминаниям. Именно эта практика, сегодня почти повсеместно признанная шарлатанством, стала одним из предметов исследования Аменабара. Перед выходом фильма в российский прокат режиссер побеседовал с «Газетой.Ru».

— С чего для вас начался этот проект? Откуда пришла идея?

— Я уже начал снимать «Агору» и подумал, что следующим хочу сделать триллер. Проблема в том, что не хотелось ходить проторенными тропками. Триллер или хоррор — это вроде как всегда психопат с ножом или призраки, я хотел найти какой-то свежий взгляд и занялся исследованием истории сатанизма. Надо сказать, что этот предмет оказался куда менее интересным, чем мне представлялось, — и тут я наткнулся на свидетельства о сатанинских скандалах в Америке. Еще несколько таких, кстати, было в Англии. Меня поразило, как мало я про это знаю. В то же время я понял, что эти истории очень завязаны на так называемые подавленные воспоминания. В итоге стало ясно, что можно сделать фильм о сатанизме, который будет не хоррором, как обычно, а психологическим триллером.

— Как вам кажется, регрессивный гипноз сегодня уже полностью дискредитирован?

— Мне кажется, в фильме дан четкий ответ на этот вопрос. Мы рассказываем о небольшом происшествии, но оно, на самом деле, отражает то, что происходило по всей стране. Причем вообще-то мне нравится мысль о том, что религия и наука — психиатрия в данном случае, — обычно противопоставленные друг другу, действуя бок о бок, могут помочь в решении какой-то большой головоломки. Но даже в этом деле можно допустить оплошность.

— Вам хотелось, чтобы зритель ассоциировал себя с героем Итана Хоука, который по ходу фильма начинает верить в то, что сатанизм — это реальность?

— Мне кажется, что всякий фильм должен заставлять нас сопереживать герою. Здорово, когда эмоции во время просмотра становятся сильнее здравого смысла. «Затмение», в конечном счете, как раз об этом — о силе страха.

— Как вам кажется, почему людям нравится смотреть страшные фильмы?

— Я помню, Итан, который недавно, кстати, снялся в паре ужастиков, сказал мне, что ему нравится «Затмение», поскольку это одновременно хоррор и фильм о преодолении страха. Я, в свою очередь, рос очень трусливым мальчиком: все детство боялся темноты, смерти, призраков и сатаны, конечно. Вероятно, для меня снять фильм обо всем этом было способом избавиться, наконец, от этих страхов. Мне вообще всегда важно, чтобы мое кино было не просто развлечением, а говорило о чем-то важном — для меня, прежде всего.

— Каков месседж «Затмения»?

— Когда страх ослепляет, от него нужно избавиться, а иначе настоящие проблемы не решить.

— Было ли вашей задачей заставить зрителя задуматься о религии?

— Не совсем так. Фильм «Другие», например, куда больше отсылает к религиозным материям — хотя сам я агностик, несмотря на то что вырос в католической семье. Здесь моей задачей было показать, насколько бывает преувеличена роль религии в целом. Хотя, конечно, в провинциальной Америке церковь занимает в жизни людей важнейшее место. Церковь и сама идея подстерегающего грешников дьявола.

— Почему вы снимали в Канаде?

— О, сейчас расскажу. Я никогда до этого не жил в Торонто и не знал, насколько там потрясающая фактура для картины об американской глубинке. У тебя буквально в двух шагах есть вся необходимая сельская натура. Плюс там постоянно снимается масса фильмов и на студии Toronto Pinewood есть все необходимое оборудование и отличная команда.

— Мне кажется, что отчасти «Затмение» — это своего рода посвящение «Экзорцисту». Это имелось в виду?

— Разумеется. Я вообще постоянно пересматриваю мои любимые фильмы из 60-х и 70-х: «Экзорцист», «Ребенок Розмари», «Марафонец», «Вся президентская рать»… Когда мы делали «Затмение», мне хотелось, чтобы персонажи были похожи на героев тех фильмов — мы почти ничего не знаем об их прошлом, но при этом моментально узнаем, понимаем образ их мыслей. Это такая хичкоковская черта. Кроме того, в этих фильмах 70-х есть такая, знаете, особая серьезность, которая мне очень близка.

— Да, сегодня это редко встречается в кино…

— У меня любовь к этим фильмам с детства: лет в 16–17 я впервые посмотрел Хичкока, Спилберга, Кубрика, стал настоящим маньяком и твердо решил быть режиссером.

— Главные герои выглядят так, будто вы специально писали сценарий под актеров, которые их играют. Это действительно так?

— Приятно слышать, но это не так. Хотя Итан возник довольно скоро — я вообще давно хотел с ним поработать, поскольку являюсь давним фанатом «Гаттаки». Хоук не только блестящий актер, он еще и по-настоящему хорошо знает мир, в котором живет, обладает необходимым опытом, понимает, что такое жить в Америке. Для «Затмения» это было очень важно. Удивительно, кстати, насколько остроумным и веселым он при этом оказался: вся съемочная группа каталась от его шуточек. Хотя по тому, каким он предстает в кадре, этого не скажешь.

— А как в фильме появилась Эмма Уотсон? Не самый очевидный выбор актрисы на роль жертвы американских сатанистов…

— Да, вы правы. Она британка, а тут ей предстояло существовать в условиях американской глубинки и быть в них органичной. Ее посоветовала моя кастинг-директор, тоже англичанка. Она же, кстати, предложила взять Дэвида Тьюлиса. В общем, мы отправили Эмме сценарий без особых надежд, а она в результате согласилась. Работать с ней было сплошным наслаждением. Ей досталась сложная героиня, и Эмма проявила себя как очень умная актриса, в которой нет ни капли избалованности, несмотря на то что благодаря фильмам про Гарри Поттера она стала звездой еще в раннем детстве.

Новости и материалы
В Новосибирске самокатчик угрожал водителю пистолетом
Популярный рэпер умер на сцене от усталости
Губерниев: умные люди от Олимпиады не отказываются
Власти Швейцарии пытались отменить церемонию 9 мая в Базеле
Гигантское пятно на Солнце стало видно невооруженным глазом с Земли
Лукашенко пообещал лично рассмотреть обращение польского судьи об убежище
«Реал» лишился ключевого игрока на финал Лиги чемпионов
Венгрия поддержала мирный план Китая по Украине
Зеленский уволил главу госохраны после «предотвращенного покушения»
Минобороны России показало парад глазами летчиков ВКС
Стало известно, как долгожителям удается сохранять ясный ум
В соцсетях обсуждают новый вкус российского шоколада «Виски-Кола»
Лукашенко призвал не допустить третьей мировой войны
Мексика столкнулась с нехваткой алюминия
Оппозиция запускает процедуру импичмента Пашиняна
Лукашенко рассказал о ядерных учениях
Игрок «Баварии» не был в офсайде перед незасчитанным голом в ворота «Реала»
В Белгороде отменили режим ракетной опасности
Все новости