Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Европе необходим альянс левых»

Классик британского кино Кен Лоуч о своем новом фильме и настроениях Европы

В российский прокат выходит фильм Кена Лоуча «Я, Дэниел Блэйк», за который британский режиссер-классик («Меня зовут Джо», «Ветер, который качает вереск») был удостоен «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале нынешнего года.

Главный герой картины — одинокий вдовец, который из-за проблем со здоровьем потерял работу. Он вынужден обратиться к государству с просьбой оформить пособие. Но система выстроена так, что несчастный Дэниел Блэйк ходит по замкнутому кругу без какой-либо надежды решить свою проблему. Вместе с ним пороги социальных центров обивает мать-одиночка, воспитывающая двоих детей. И так получается, что эти двое становятся единственной поддержкой друг для друга.

Картина была удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Эта победа стала не только прекрасным подарком к 80-летию Лоуча, но и событием фестиваля — Лазурный Берег вдруг забыл о гламуре, отметив социально-политическую драму. Получая награду, режиссер сказал: «Мы все должны помнить о тех, кто вдохновил меня на создание такого фильма. Это люди, которым нечего есть». Вот и беседа с Кеном Лоучем получилась скорее больше о политике, нежели о кино в чистом виде.

— Полагаю, что у вас не было недостатка в материале. Но было ли что-то в этих персонажах, о чем непременно хотелось сказать?

— Существует огромное количество ужасающих историй, которые заслуживают внимания. Например, истории о людях с ограниченными возможностями или людях с суицидальными наклонностями. Но для меня было важно придумать таких персонажей, которые проигрывают битву с системой. Главный герой по имени Дэн (в исполнении Дэйва Джонса) — приветливый и законопослушный малый, а значит, он не является очевидной жертвой. То же самое его знакомая Кейти (сыгранная Хейли Сквайре), живущая по правилам общества. Но в какой-то момент они становятся жертвами системы, они уязвимы и беззащитны. И гибель — кратчайший путь к избавлению от мучений.

— Не думали о счастливом финале? Или, возможно, сценарист Пол Лаверти вам его предлагал?

— Счастливый финал был бы неправильным. Это трагическая ситуация по сути своей. Невозможно думать о хорошем финале, когда героиня вынуждена превратить свое тело в товар, для того чтобы выжить. И я могу рассказать вам много реальных весьма печальных историй, которые не вошли в фильм.

— А как вы работали над сценарием?

— Мы с Полом в основном обменивались сообщениями по поводу результатов футбольных матчей. (Смеется.) А если честно, сперва искали истории в газетах, присылали друг другу вырезки, выбирали наиболее интересные.

— Стал ли фильм следствием вашего личного возмущения или недовольства работой этой социальной системы?

— Лично я не сталкивался с такими проблемами. Но невозможно знать, что происходит в твоей стране, и оставаться равнодушным. Я в своем фильме говорю о людях, которых мы хорошо знаем, которые составляют значительную часть населения не только моей, но и любой страны. Их сотни тысяч, и они заслуживают внимания. Безусловно, слепой гнев или пустое возмущение недостаточны, если не будут найдены пути решения проблем. Но дело в том, что наши британские политики абсолютно подконтрольны. Они ссылаются на то, что все проблемы — не что иное, как следствие свободных рыночных отношений, обещают что-то исправить, но на деле сдвинуть дело с мертвой точки очень трудно.

— А пресса не помогает?

— У прессы сейчас три темы: беженцы, мигранты и люди, находящиеся у власти. И мало кто думает о том, что в каждой стране полно обычных людей, которые нуждаются в помощи и которые каждый день сталкиваются с враждебностью со стороны общества.

— С высоты своего опыта вы ощущаете сегодня больше страха перед миром, чем раньше?

— Конечно. И причин много.

Ну, например, одна только Великобритания несет ответственность за существенную часть этого страха. Посмотрите, что мы сделали в Ираке, мы атаковали Фаллуджу с применением химического оружия, убивая людей и оставляя их обезображенными. И это будет в нас в течение нескольких поколений.

Часть этого глобального страха связана с тяжелым положением беженцев. Это страх лодок, пересекающих Средиземное море.

— Если не о глобальном, а личном страхе? Чего вы боитесь?

— Невозможности предсказать будущее. Я не знаю, что произойдет.

Будет ли вода там, где сейчас живут люди? Как поведет себя экономика? В настоящее время примерно 60 семей контролируют богатства Земли. На их долю приходится более половины всего мирового дохода.

Вместе с тем я вижу все больше и больше людей, не способных себя содержать. Мне страшно от такой реальности, и я не хочу такого будущего для новых поколений.

— Верите в революцию?

— Когда речь идет о революции, перед нами возникают образы из прошлого: гильотина, армия, танки и т.д. Я думаю, что существуют другие пути.

— Вот ваш фильм — драма. Но в нем есть и юмор. Причем это нормально для большинства ваших работ. Как вам удается это сочетание?

— Мы же все люди. И всем нам не чуждо хорошее настроение. И потом, знаете, без юмора в любой истории было бы мало человечности и совсем не было бы правды.

— Вы сказали о гневе, о страхе. Но есть ли надежда?

— Обязательно! В моем фильме, как и в жизни, это люди, которые предлагают помощь. Чаще всего это женщины, причем не очень молодые. Вот они и есть главная надежда.

— Судя по фильму, вы критически относитесь не только к бюрократии, но и технологиям. Call-центры, онлайн-форумы и прочие штуки не вызывают у вас большого энтузиазма?

— Они, как бы это сказать, отстраняют человека, отдаляют его. Сегодня мы висим часами на телефоне в ожидании ответа и консультации. Все эти технологии заканчиваются лишь зарабатыванием денег кем-то третьим.

— Вы прямо-таки каких-то левых взглядов придерживаетесь.

— Мне кажется, что это единственное решение, поскольку оно основано на общем планировании и общей собственности.

Монополистический капитализм приводит обычный народ к бедности и отчаянию.

Например, если мы все вместе не начнем планировать использование ресурсов планеты, в скором времени получим повышение средней температуры воздуха и уровня воды с предсказуемыми последствиями. Но что-то я не уверен в том, что крупные компании готовы пересмотреть свои планы. Им намного выгоднее максимизировать свою прибыль. Если одни перестанут зарабатывать, за них это тут же сделают другие корпорации. Вот так и будут пасовать друг другу, используя ресурсы и стараясь производить как можно больше. Единственный способ остановить эту махину — грамотное планирование. Но должен заметить, что в моем понимании левые взгляды не означают обращение к сталинизму. Я скорее призываю к демократии, но такой, которая придерживается правил.

— Жизнь в Европе, и в частности в Британии, оказывается не столь благополучной, как иногда кажется со стороны. Как вы думаете, ваш фильм может изменить положение дел?

— Я не знаю, может ли. Это всего лишь тоненький голосок в большом хоре. Но, вполне возможно, он может побудить некоторых людей бороться с системой. Когда делаешь фильм, твоя самая главная обязанность заключается в том, чтобы быть честным. От этого зависит твой киноязык и способ выражения мысли. Я был честен, возможно, это как-то отразится на том, какое влияние картина окажет на аудиторию. Но, вообще, европейское сообщество должно сообща поддерживать все страны, входящие в Европу. Просто необходимо устранение неравенства между Востоком и Западом, которое существует до сих пор.

Врачи из стран Восточной Европы не должны уезжать в другие страны, чтобы там работать официантами. А именно это мы пока что наблюдаем.

— Ну, из всех стран самый аутсайдер — Греция.

— Греки решили бороться с системой. К сожалению, закончилось это не совсем успешно. Причина проста: руководители в Брюсселе или Страсбурге дали понять, что будут за это наказывать. За смелость и независимость приходится платить.

— Каким вы видите будущее Европы, учитывая еще и Brexit?

— Это все очень сложно… И у меня нет ответа. Любое действие — вопрос тактики. И мне лишь хочется, чтобы руководители не забывали о справедливости. Если бы я мог решать, остался бы в Евросоюзе и объединялся с другими левыми.

— Верите в такой альянс?

— Да, верю. Важно только четко определить понятие «левый». Это не обращение к опыту Советского Союза, а, как я уже говорил, сочетание социализма и демократии. Что это значит? Это значит, что интересы общества ставятся превыше интересов большого бизнеса.

— Два года назад вы заявили, что больше не будете снимать кино. Что заставило вас вернуться?

— Думаю, что просто погорячился. Дело в том, что, работая над «Залом Джимми», я в течение полутора лет жил вдали от дома. Мне показалось, что это череcчур и надо заканчивать с кинематографом. Но после того, как я провел дома неделю, сидя и ничего не делая… (Смеется.) Решил, что настало время вновь взяться за работу.

— Раз уж заговорили о доме. У вас большая семья (у режиссера пятеро детей. — «Газета.Ru»), как найти время, чтобы общаться со всеми?

— Ох, правда заключается в том, что я не такой хороший отец, каковым следовало бы быть. Это, конечно, позор. Но чтобы хватало на всё и на всех, нам нужны две жизни.

Новости и материалы
Путин предложил альтернативу Евровидению
Байден назвал Трампа неудачником
Сооснователь OpenAI покинет компанию
Россиян предупредили о неочевидных симптомах аппендицита
Президент Турции провел экстренное заседание из-за возможной угрозы госпереворота
Самолет Трампа столкнулся с другим бортом в аэропорту во Флориде
Россияне рассказали, как борются с недосыпом
Путин высказался о перспективах экономических связей РФ и Китая
Россиянам рассказали, как поступить с растениями, которые пострадали от заморозков
Путин объяснил значимость задач из послания Федеральному собранию
Путин рассказал о культурном обмене между Россией и Китаем
Путин заявил, что страны «золотого миллиарда» не считают Землю домом всего человечества
Суд рассмотрит жалобу на приговор Стрелкову
ВСУ при отступлении обстреливают жителей Харьковской области
Движение по Крымскому мосту восстановлено
Путин назвал ШОС и БРИКС ключевыми опорами формирующегося многополярного миропорядка
Путин: Запад хочет ослабить Россию
Стало известно, от укусов каких животных чаще всего страдают россияне
Все новости