Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Держаться корней: БГ — 65. Юбилейный плейлист

«Газета.Ru» собрала плейлист в честь 65-летия Бориса Гребенщикова

Бессменному лидеру «Аквариума» Борису Гребенщикову исполнилось 65 лет. По случаю дня рождения одного из важнейших людей в российской музыке «Газета.Ru» собрала плейлист из десяти песен — местами очевидных, местами не очень, — который охватывает почти всю творческую карьеру Гребенщикова и наглядно демонстрирует, что «Аквариум» — наше национальное достояние.

«Держаться корней» («Акустика. История Аквариума — том I», 1982)

Одна из ранних вещей Гребенщикова, которая оказалась на «Акустике» в силу своей простоты: на альбом отбирались только те песни, которые группа исполняла на квартирниках. «Держаться корней» родилась во время поездки на фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80», — «Аквариум» там дисквалифицировали за неподобающее поведение на сцене, поэтому все самое интересное происходило уже в номере музыкантов. В комнату набивалась толпа желающих прикоснуться к прекрасному, и новинка хором пелась под вино и чачу.

«Движение в сторону весны» («Ихтиология», 1984)

Одна из главных трагедий русского рока, — невозможность нащупать собственный уникальный голос в бесконечных попытках воспроизвести западную песенную формулу, — лидера «Аквариума», кажется, никогда не касалась. Обращаясь к зарубежным поэтическим традициям, Гребенщиков успешно их препарировал и вывел собственную словесность, — одновременно русскую и иностранную, — совершенно космополитичную.

«Электричество» («День серебра», 1984)

«Электричество» поначалу предстает некой гребенщиковской версией «Ramble On» Led Zeppelin — в том смысле, что тоже очевидно навеяна романами Джона Р. Р. Толкина о Средиземье, — но затем внезапно оборачивается нахальной цитатой из «Eleanor Rigby» The Beatles. Песня собралась сама собой из нескольких разрозненных кусков, однако конечный результат оказался по-настоящему монолитным и целостным.

«Плоскость» («Равноденствие», 1987 / «Асса», 1988)

Не принимая во внимание подозрительные пересечения с «Here He Comes» Брайана Ино, отметим, что заново записанная для фильма «Асса» «Плоскость» впитала в себя всю эйфорию Гребенщикова, дорвавшегося в кои-то веки до хорошей студии. Величественная созерцательность, обязательный даосизм и уверенные шаги в сторону прог-рока — это вообще одна из сильнейших песен на русском языке.

«Бурлак» («Русский альбом», 1992)

Квинтэссенция «русскости» «Русского альбома», сделанного в период переосмысления «Аквариума» под брендом «БГ-Бэнд», — еще одно доказательство того, что Гребенщиков способен переиначить под родную культуру практически любой материал (в данном случае — американский фолк-рок в целом и супергруппу The Traveling Wilburys в частности). В «Бурлаке» есть все: многовековой нерв, звенящая религиозная искренность и безразмерная, кажется, духовная мощь.

«Таможенный блюз» («Навигатор», 1995)

Ядерный блюз, много веществ и экс-гитарист The Rolling Stones Мик Тейлор.

«Северный цвет» («Сестра Хаос», 2002)

Пронзительнейшая композиция, которую Гребенщиков никак не мог дописать в течение целых десяти лет, но накануне долгожданной встречи с великим Дживаном Гаспаряном (одним из немногих живущих ныне мастеров дудука) доделал с молниеносной скоростью. Великолепная партия армянского национального инструмента привнесла в нежную акустическую балладу завораживающую ноту тоски — светлой и по-этнически глубокой.

«Ткачиха» («Беспечный русский бродяга», 2006)

Еще одна всеобъемлющая работа — почти что манифест русского даосизма (который вполне мог бы быть единолично сформирован Гребенщиковым), в котором намешана и переосмыслена пара полноценных библиотек, а также грандиозное число музыкальных традиций: американский фолк, британский поп, гармонии барокко, кельтская и восточная этника — и что только не.

«Небо цвета дождя» («Архангельск», 2011)

Дабы не обращаться к пустословию, приведем слова самого автора: «Песня, о которой тоже сложно что либо сказать; она говорит все сама за себя. Получилось сделать так, что вместо живых струнных в ней звучит меллотрон, — и это мне кажется единственно верным решением: уж очень у него призрачный звук; как раз то, что нужно.

«Ножи Бодхисаттвы» («Время N», 2018)

Несколько неожиданно звучащее сочинение, в котором чувствуется рука продюсера Стива Джонса, прежде сотрудничавшего с Моби, Daft Punk и The Chemical Brothers. В какой-то момент почти что драм-н-бейсовые «Ножи Бодхисаттвы» вызывают в памяти альбом Placebo «Sleeping with Ghosts», — и эта мысль обезоруживает уже окончательно.

Новости и материалы
В Германии нашли могилу командира подразделения наемников ВСУ
В США назвали условие для сосуществования Палестины и Израиля
Блинкен анонсировал, что новая помощь Киеву останется инвестициями в США
Третьеклассник из Новороссийска перевел мошенникам 110 тыс. рублей с карты матери
Артиллерия РФ накрыла группу ВСУ у границы Белгородской области
Россиянин заманил двух сестер в гаражи, предложив детям посмотреть котенка
Суммы штрафов для судоводителей поднимут до уровня санкций для водителей автомобилей
Воздушную тревогу объявили в трех областях Украины
В Подмосковье школьница едва не оглохла из-за ватной палочки
Бойцов СВО на передовой не оставили без пасхальных куличей
Пропалестинские акции в университетах США, возможно, не были спонтанными
В Хабаровске загорелся крупный супермаркет
Куба откроет новые рейсы из Москвы
В посольстве России отвергли обвинения США в кибератаках на Европу
Большинство россиян считают важными уроки Великой Отечественной войны для молодежи
Артиллеристы РФ не дают ВСУ спокойно закрепляться на правом берегу Днепра
Стало известно, какие навыки работодатели хотят видеть в каждом резюме
В России в два раза подешевели авиабилеты в Европу
Все новости