Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Перестали копировать Запад»: Наадя о музыке в сегодняшней России

Певица Наадя о главных музыкальных тенденциях в России

Лидер и основатель группы «Наадя» Надежда Грицкевич рассказала в интервью «Газете.Ru» о современной независимой музыкальной сцене в России, прокомментировала растущую популярность своего проекта, а также вспомнила самые яркие выступления.

— У вас вышел клип «Сломаны» на MTV. Это для вас что-то значит — например, новый этап в карьере?

— Я бы не сказала. Он же вышел, насколько мне известно, на сайте — не знаю, крутят ли его по телевидению. Год назад мы выступали на «Вечернем Урганте». Я хорошо помню, что в тот вечер, когда нам сказали, что меня будут показывать по телевизору, я весь вечер была в какой-то странной ажитации. После мне многие писали и звонили, говорили «мы, вот, всей семьей сидим перед телевизором и смотрим».

И несмотря на то, что, как я вчера узнала, того же «Урганта» перенесут чуть ли не на час ночи, потому что по телевизору его почти никто не смотрит — телевидение медленно, но верно уже перетекает в интернет и уже, конечно, такой власти не имеет над нами, но для людей все же есть сакральная штука, может быть из детства, что-то из глубокого подсознания, что то, что ты видишь по телевизору — это что-то значимое, правдивое, большое — это, конечно, осталось. Но я не знаю, показывают ли этот клип по телевизору.

— Он был снят в спальном районе. Этот сеттинг все более и более становится типичным для российских независимых музыкантов.

— Все просто, это связано с тем, что именно там происходит большая часть жизни этих независимых музыкантов, там проходят их будни.

— Какой бы вы хотели видеть независимую музыкальную сцену в России?

— Мне на самом деле очень нравится, как выглядит сейчас независимая сцена в России.

Это произошло, как мне кажется, за последние пять-шесть лет, когда из-под снега и гнета музыки и музыкантов, которые стремятся сделать что-то «как на Западе», начали наконец-то прорастать молодые люди, которых вообще не волнует, кто и как это делал на Западе, и которые хотят петь на русском языке. Успех этих групп показывает, что люди хотят слушать эту музыку, и они хотят к этой культуре быть приобщенными. Пусть все развивается дальше в том же направлении.

— На восьмое марта была очень сильная волна феминистских фестивалей — видите ли вы себя в этом движении?

— Почему бы и не видеть себя в этом движении? Не то чтобы я принадлежу к нему с какой-то глубоко активистской точки зрения — я не обладаю, как мне кажется, достаточным количеством экспертизы, чтобы что-то пропагандировать, но я поддерживаю это. Я женщина — как я могу быть не за феминизм?

— Как прошел концерт Moremoney (ранний проект Надежды Грицкевич. — «Газета.Ru») 14 февраля? Как скоро вы снова можете собраться?

— Концерт прошел замечательно, мы продали все билеты довольно быстро. Все прошло настолько хорошо, что мы теперь решили сделать еще один концерт в клубе «16 тонн», на площадке побольше. Он будет 12 июня.

— Вы написали в соцсетях, что акустическая программа с Варварой Чиркиной стала возможностью переосмыслить некоторые песни. Что вы для себя переосмыслили?

— Не каждая песня может быть исполнена в акустике. Это стало совершенно очевидно, когда мы к этой программе подошли и начали делать эти песни. Стало понятно, что какие-то из них просто, грубо говоря, в этой обработке не работают – их очень сложно слушать.

Переосмысление скорее шло в этом плане — хочется писать какие-то песни, чтобы они могли быть исполнены в любом формате, в любом виде: под гитару в подъезде или под рояль в консерватории. У меня появился новый вектор, который я раньше не видела в своем творчестве. Хочется ему тоже соответствовать.

— Важен ли для вас формат альбома? Что вы думаете о разговорах, связанных со смертью этого формата?

— Я думаю, что сколько угодно могут вестись разговоры о смерти этого формата, но совершенно очевидно, что еще какое-то время нам придется потерпеть альбомы, потому что для зрелого музыканта это пока что единственная форма полноценного высказывания. Понятно, что сейчас фокус очень сильно сдвинулся в область синглов, потому что люди, в основном, на iTunes слушают музыку, в стриминг-сервисах, но даже эти синглы существуют, чтобы в итоге продать альбом. Так что думаю, что еще какое-то время разговоры о смерти альбома можно игнорировать.

— Вы выступали на фестивалях в разных странах. Какой из них запомнился больше всего и почему?

— У нас, конечно, было не так много выступлений, чтобы какое-то из них мне запомнилось больше, а какое-то запомнилось меньше, я достаточно хорошо помню каждое из этих выступлений – в каждом из них была своя удивительная особенность. Самое сильное, наверное, впечатление на меня произвел фестиваль Sziget в Будапеште. Я не знаю, сколько лет назад, уже какое-то большое количество лет (музыканты «Наадя» выступали на Sziget в 2015 году. — «Газета.Ru»), и было +42 °С, и мы все просто умирали от жары.

У нас в гримерке стоял кондиционер и холодильник, в котором помимо воды, фруктов, пива и что еще обычно бывает в райдере музыканта, у всех российских музыкантов лежала бутылка замороженной водки. Это было прямо очаровательно. Сам фестиваль очень впечатляющий, до этого я никогда не была на фестивалях, где люди живут прямо в палатках и это был шок для меня. Ты заходишь на фестиваль — тебе дают паспорт жителя острова, на котором проходит фестиваль Sziget.

Там космическое количество человек, и у них есть разные деревни, типа — итальянская деревня, где в палатках живут только итальянцы, русская — где живут только русские. У каждой страны есть свой маленький анклав.

Но как они там выживают — для меня это осталось самой большой загадкой. Я могла там время проводить только в гримерке, только рядом с кондиционером и с бутылкой воды.

— Вы — преподаватель Moscow Music School. Как вы видите себя в этой роли? Есть ли уже какие-то идеи?

— Дело в том, что я не совсем преподаватель. Я куратор программы Songwriting. Это означает, что вместе с коллегами из отдела академического качества школы мы разрабатываем программу курса и собираем команду преподавателей для будущих студентов. Над этой программой работает большое количество преподавтелей и каждый является экспертом в своей специальности, будь то теория музыки, композиция и аранжировка или вокал. Моя задача — помочь студентам объединить свои новые навыки и знания в конкретные музыкальные проекты, работать с ними именно на уровне творческих процессов и заданий. По сути моя еженедельная творческая студия — это такая точка сборки для всего что происходит на занятиях за неделю.

Кое-какие идеи есть, да! Но, честно говоря, я никогда ничем подобным не занималась, поэтому меня и заинтересовало это предложение. Внутри школы существуют образовательные программы по андрагогике, то есть обучению взрослых людей. Так что я сначала придется поучиться мне! Но я уже представляю себе, на основе своего собственного опыта, с какими проблемами сталкиваются начинающие сонграйтеры, и как помочь им эти блоки преодолеть. Еще несколько программ будут курировать мои дружочки, например, Рома Шелест, более известный под псевдонимом Cvpellv, займется студентами, которые хотят стать продюсерами, и очень логично было бы эти две программы друг в друга интегрировать. Его продюсеры — мои сонграйтеры, что может быть лучше? Поэтому я, конечно, очень воодушевлена!

— Кого бы вы могли назвать своими учителями?

— В каком-то смысле это проблема, у молодых людей не так уж и много каких-либо моральных или профессиональных ориентиров, и, мне кажется, это касается не только музыки.

В разные периоды я слушала разных музыкантов, училась у них, и могу просто назвать тех людей, которые меня вдохновляли и вдохновляют до сих пор — это Кейт Буш, Алла Борисовна Пугачева, мне очень нравится St. Vincent.

Я как-то интуитивно назвала в основном женщин, но женщинами этот круг не ограничивается. Я обожаю например Скотта Уокера, и если обобщить — меня привлекают музыканты, которые сами пишут тексты, пишут к ним музыку и существуют со всем этим в какой-то такой целостности.

— Как эта школа может помочь начинающим музыкантам?

— Мне кажется, что очень важно — и я об этом как раз подумала, когда готовилась ко дню открытых дверей — что я занимаюсь музыкой уже достаточно долго, лет 12. Точно больше десяти — я просто перестала считать в какой-то момент. И, возможно, какие-то этапы, которые я проходила в своей карьере, заняли столько времени и отняли так много сил, потому что у меня не было базовой комплексной подготовки. Все те знания, которые я приобретала, я приобретала в весьма хаотичном порядке, может быть, потому что у меня такой характер общения с жизнью.

Самое классное, что Moscow Music School может дать музыкантам — это система и метод, по которому они могут получить необходимое количество знаний и тут же их применять в творчестве. И будут дедлайны, которые для всех музыкантов очень важны. Я очень много общаюсь с музыкантами, и могу сказать, что при отсутствии дедлайнов песня или проект могут расплыться на годы.

Новости и материалы
Российские самбисты выиграли четыре золота в первый день Евро-2024
Ракету, предположительно, западного производства сбили над Мариуполем
В районе ЗАЭС была объявлена воздушная тревога
Стало известно имя нового короля фигурного катания
Wink и «Кинопоиск» оштрафовали за пропаганду ЛГБТ*
Российская полиция в Сирии заблокировала колонну «международной коалиции»
В Курской области объявлена угроза атаки БПЛА
Яна Рудковская показала сыновей в военной форме на льду
Тренер «Ариса» прокомментировал новый контракт Кокорина
Пять стран усилят контроль по санкциям против России
Стало известно, кто точно не возглавит «Спартак»
Два украинских беспилотника сбиты над российским регионом
Российская гимнастка предложила ввести уголовное наказание за оскорбление женщин
Кендалл Дженнер показала фигуру в цветочном бюстгальтере под водой
Тарасова жестко прокомментировала переход Игнатова к Плющенко
В Вене люди с украинскими флагами попытались сорвать шествие в честь Дня Победы
Жена Джастина Бибера впервые станет матерью
Найден эффективный способ лечения облысения
Все новости