Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Лига выдающихся джентльменов»: почему последний фильм Шона Коннери вовсе не так ужасен

История «Лиги выдающихся джентльменов» — последнего фильма Шона Коннери

В конце октября ушел из жизни сэр Шон Коннери — легендарный шотландский актер, один из главных артистов XX века. Его последней ролью стал охотник Аллан Куотермейн в экранизации комикса Алана Мура «Лига выдающихся джентльменов». Лента слабо выступила в прокате и получила очень плохую прессу, а через три года после ее выхода Коннери объявил о завершении карьеры. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков доказывает, что фильм вовсе не так кошмарен, как принято считать, и рассуждает о причинах его провала.

Изнывающая от жары саванна. Над свежей могилой трудится шаман: зачерпывает горсть песка, бормочет заклинания. В небе стремительно сгущаются грозовые тучи. Через секунду начинают сверкать молнии, шаман воет все громче, фиолетовый разряд бьет в винтовку, возложенную на могилу. Пара мгновений темноты. Достигшая апогея музыка стихает. По экрану ползут титры.

Так заканчивается «Лига выдающихся джентльменов» — последний фильм, где можно было увидеть сэра Шона Коннери. Шотландский артист скончался 31 октября на 91-м году жизни — во сне, на Багамах, в окружении семьи. В кадре он не появлялся уже 17 лет — и теперь, к сожалению, не появится никогда. Оттого еще грустнее, что его прощальную актерскую работу вроде бы принято недолюбливать. На агрегаторе Metacritic — 30 баллов из 100 на основе 36 профессиональных рецензий, зрительская оценка — 5,6 баллов из 10.

«Лига выдающихся джентльменов» по многим параметрам действительно была провальным фильмом. Не в последнюю очередь — из-за невезения, помноженного на давление со стороны студии 20th Century Fox. В кинотеатрах лента собрала всего лишь на $100 млн больше своего $78-миллионного бюджета. Впоследствии ситуацию слегка улучшили видеопрокаты и продажи на носителях, которые в сумме принесли еще $85 млн. Однако ни о какой прибыли не шло и речи.

Производство было невероятно тяжелым. Однажды его даже остановили на несколько недель, поскольку возведенные в Праге гигантские декорации Венеции конца XIX века едва не уничтожил потоп. При этом в Fox отказались переносить дату релиза и настояли, чтобы съемки закончились в установленный срок. Для этого, например, было спешно подключено несколько дополнительных студий компьютерной графики — разумеется, не самых лучших, так как лучшие были заняты другими проектами (в этой сфере многолетние очереди — обычное дело).

Кроме того, по слухам, режиссер Стивен Норрингтон не сошелся с Коннери, который одновременно выступал продюсером фильма — и часто высказывал собственные соображения по поводу всего подряд. Актер надеялся, что «Лига» станет для него той самой крупной франшизой (планировалось как минимум три части) и сильно переживал: незадолго до этого он отказался от участия в «Матрице» и «Властелине колец», поскольку «не понял» материал, а затем кусал локти из-за чужого успеха. Это не проговаривалось вслух, но, вероятно, съемки в «Лиге» стали для Коннери последней каплей: в 2006-м он заявил, что уходит в отставку, поскольку сыт по горло современными киноделами-«идиотами».

Недовольство высказывал и остальной актерский состав: звездам не нравилось, во что превратился оригинальный комикс Алана Мура. Норрингтона же в первую очередь интересовала визуальная составляющая — прежде он снял киберпанковый хоррор «Машины смерти» и первого «Блэйда», ленты с очень насыщенной и эстетичной картинкой, а начинал карьеру и вовсе как мастер спецэффектов. Во время работы над «Лигой» режиссер понял, что ему очень некомфортно иметь дело с большими коллективами. Так «Лига выдающихся джентльменов» стала последним фильмом и для него: режиссер даже не появился на премьере, а вскоре объявил, что с Голливудом покончено.

Вероятно, все могло сложиться иначе, выйди фильм чуть раньше или позже. Но тогда, летом 2003-го, «Лига» напоролась прямиком на первую часть «Пиратов Карибского моря» — и стремительно пошла ко дну. Против гиганта с Джонни Деппом у ленты не было ни единого шанса, хотя на самом деле в ней было много перспективного. В нулевые случилась повальная мода на кроссоверы, породившая зубодробильные вещи вроде «Чужого против Хищника» и «Фредди против Джейсона». На их фоне «Лига» смотрится выигрышнее всего. Только представьте: под одной обложкой сошлись Аллан Куотермейн из «Копей царя Соломона», Мина Харкер из «Дракулы», Человек-невидимка из романа Герберта Уэллса (почти), доктор Джекилл из повести Роберта Стивенсона, капитан Немо, Том Сойер и Дориан Грей.

Параллельно Голливуд активно занимался работами сварливого британца Алана Мура (он, как известно, презирает все адаптации): сначала появился детективный триллер «Из ада» с тем же Деппом, позднее сестры Вачовски выпустили антиутопию «V — значит «Вендетта», а в конце десятилетия выступил Зак Снайдер с культовыми «Хранителями». В довесок к этому — новый виток популярности Викторианской эпохи, а также эстетики стим- и дизельпанка: «Сонная лощина» Тима Бертона, «Ван Хельсинг» с Хью Джекманом, анимационные «Планета сокровищ» и «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки. Плюс — успех подростковых адвенчурных историй, воспроизводящих романтику приключенческой литературы XIX века: дилогия «Мумия», «Вокруг света за 80 дней», «Путешествие к центру Земли». Несмотря на ряд ошибочных решений, «Лига выдающихся джентльменов» легко очаровывает этим флером огромного, еще не исследованного до конца мира.

Здесь, конечно, можно поспорить: комикс Мура проделывал то же самое, при этом еще и критикуя тот культурный пласт, во многом завязанный на британском колониализме — вещи, очевидно, чудовищной. Но экранизация «Лиги» вообще с трудом поддается сравнению с первоисточником. Во-первых, очень многое пришлось поменять: частично из-за проблем с авторскими правами, частично из-за слабой популярности европейских литературных героев у зрителей из США (так в фильме, например, появился американец Сойер — безусловная удача авторов ленты). Во-вторых, «Лига» стала единственным случаем, когда историю Мура попытались упаковать в рейтинг PG-13, что, конечно, кажется большим упущением (в оригинале Куотермейн страдал от опиоидной зависимости, а Человек-невидимка был насильником — и в целом весь подтекст пошел под нож).

Разумеется, сценарий комиксиста Джеймса Робинсона (впоследствии он тоже больше не имел дела с кинематографом) — довольно слабая работа. Лента заметно перегружена экспозицией, тут много лишних диалогов, а многие нужные не смогли выбраться из монтажной комнаты. Детектив — никакой: разгадать личности злодеев не составит труда. В качестве вишенки на торте — сексистские речи Куотермейна, обращенные к единственной женщине в составе команды, слушать которые по-настоящему больно. И все же под любым ютьюбовским разбором фильма обнаружатся сотни комментариев с «непопулярным» положительным мнением о фильме.

«Лигу» не тянет выключить, пускай время от времени накатывает зевота. От Коннери в любом случае не оторваться. Все элементы фильма, которые кажутся плохими, доведены до такого абсурда, что переходят в категорию кэмпа. Как можно не влюбиться в это кино, когда лондонский полицейский с бессмысленной отвагой пытается встать на пути танка, а исполинская субмарина аккуратно втискивается в каналы Венеции (и, видимо, как-то способна вписываться в повороты)? Несмотря на жуткий стресс и прессинг, Норрингтон снял очень красивое кино, которое остается в памяти: даже если вы единожды посмотрели его в 2003 году и возненавидели, сейчас у вас, вероятно, всплывет перед глазами пара кадров — дождливый стимпанковый Лондон, рассекающий океан Наутилус.

Как и многое в этом мире, «Лига выдающихся джентльменов» могла бы стать роскошным сериалом на условном Netflix. Но, видимо, не в ближайшее время. В начале 2010-х шла речь о перезапуске на телевидении, потом в Fox размышляли о женском ребуте («Лига выдающихся леди»!), однако все затеи, если над ними и велась какая-то работа, свернулись при покупке компании корпорацией Disney.

Сейчас к «Лиге» хочется проникнуться еще большей нежностью, поскольку контекст добавил ей невероятно трогательного символизма. Африка пообещала герою Коннери, что не даст ему умереть, — и в известном смысле сам актер останется с нами навсегда. Последние слова, которые он произнес с экрана, теперь кажутся напутствием всем нам: «Пускай этот новый век будет твоим, сынок, как старый был моим».

Новости и материалы
Wink и «Кинопоиск» оштрафовали за пропаганду ЛГБТ*
Российская полиция в Сирии заблокировала колонну «международной коалиции»
В Курской области объявлена угроза атаки БПЛА
Яна Рудковская показала сыновей в военной форме на льду
Тренер «Ариса» прокомментировал новый контракт Кокорина
Пять стран усилят контроль по санкциям против России
Стало известно, кто точно не возглавит «Спартак»
Два украинских беспилотника сбиты над российским регионом
Российская гимнастка предложила ввести уголовное наказание за оскорбление женщин
Кендалл Дженнер показала фигуру в цветочном бюстгальтере под водой
Тарасова жестко прокомментировала переход Игнатова к Плющенко
В Вене люди с украинскими флагами попытались сорвать шествие в честь Дня Победы
Жена Джастина Бибера впервые станет матерью
Найден эффективный способ лечения облысения
Названы кишечные бактерии, обладающие «опьяняющими» свойствами
Ford передумал отказываться от бензиновых машин к 2030 году
10-летняя дочь Ким Кардашьян и Канье Уэста дебютировала в «Короле Льве»
Названа возможная причина пропажи карточки Зеленского из базы розыска МВД России
Все новости