Онлайн-интервью

Запасы России: когда закончатся нефть и газ?

Александр Новак об устойчивости энергетической системы России

Александр Новак
США цинично продавливают свой СПГ, но Россия может занять на этом рынке 15-20%, рассказал в онлайн-интервью «Газете.Ru» министр энергетики Александр Новак. Что будет с ценами на бензин и когда перестанут его разбавлять, продолжит ли Россия пользоваться транзитом газа через Украину и когда в России закончатся углеводороды, ответил глава Минэнерго читателям «Газеты.Ru».
Вопросы с ответами
Все вопросы читателей «Газеты.Ru»
Начало трансляции: 26 февраля 2019 в 18:00
Газета.Ru

— Здравствуйте, Александр Валентинович. Очень рады приветствовать Вас у нас на онлайне в «Газете.Ru»

— Добрый вечер.

Газета.Ru

— Вы упомянули о экономической целесообразности транзита. Можно ли ее обозначить в каких-то цифровых параметрах? Если сравнивать с «Северным потоком-2», особенно транзит, из чего складывается транспортная составляющая? Есть ли понимание, что нам сейчас будет дороже транспортировать газ через Украину, нежели чем через «Северный поток»? Около 3 млрд в год мы, по-моему, сейчас тратим на транзитные издержки с Украиной? Не сравнивали ли Вы это?

— Необходимо сравнивать стоимость тарифа на прокачку 1000 кубических метров газа на 100 км. Если говорить о существующих маршрутах, которые сегодня используются для транзита российского газа, то украинское направление, на сегодняшний день, является самим дорогим и там самый высокий тариф установлен — он в 2-2,5 раза выше, чем другие маршруты. Чем, например, такие маршруты, как «Ямал-Европа», чем «Северный поток-1». Это обусловлено, в первую очередь, тем, что украинская газотранспортная система создавалась около 50 лет назад, тогда были еще старые технологии, достаточно большой износ основных фондов, большие потери при транспортировке газа. Реализация новых газотранспортных систем, которые строятся, такие как «Турецкий поток», «Северный поток-2, основана на самых последних современных технологиях, которые используются в этой области. Это трубы большого диаметра, это высокое давление, высокая скорость передачи газа, низкие потери.

— Кроме этого, существенный вопрос расстояния поставки газа из центра добычи до европейского потребителя. Например, у нас центр добычи на сегодняшний день находится на Ямале, это Бованенковское месторождение. Маршрут «Северного потока-1» через Балтийское море оттуда до Германии на 1885 км короче, чем через украинскую ГТС. При том, что украинская газотранспортная система, как я уже сказал, в достаточно изношенном состоянии с большими эксплуатационными расходами и так далее. Она требует просто огромных вложений, миллиардов евро для того чтобы ее восстановить и модернизировать до уровня хотя бы соответствующих современным технологиям. Какой смысл использовать, «Жигули», если у вас есть современный автомобиль, «Лада», например, если не говорить о каких-то иностранных моделях. Поэтому себестоимость транспортировки газа по «Северному потоку-1» на сегодняшний день обходится почти в 2 раза дешевле потребителю, чем себестоимость транспортировки по газовой системе Украины. И это нормально, это конкуренция. Это в любом виде экономической деятельности. Строятся новые дороги, старые становятся менее эффективными. И автомобильные, и железные. Появляются новые виды маршрутов перевозок грузов морским путем. С использованием современных технологий. Чем отличается газотранспортная инфраструктура, как вид деятельности по транспортировке газа, от других видов деятельности? Ничем. Должны использоваться наиболее эффективные, конкурентноспособные (маршруты), создающие возможность экономить, в первую очередь, потребителю. И создаваться условия для неувеличение расходов на закупку газа из транспортных расходов.

Газета.Ru

— Очень многих читателей и нас журналистов беспокоит вопрос украинского транзита. Расскажите, планирует ли Россия согласиться на новый транзитный контракт с создаваемым оператором ГТС Украины? Принципиально ли сохранить условия действующего транзитного договора?

— Во-первых, я хотел начать с того, что между «Газпромом» и «Нафтогазом» существует 2 контракта, которые были подписаны в начале 2009 года на десятилетний срок. Они заканчивают свое действие 1 января 2020 г. Один контракт на поставку газа, непосредственно для потребления украинскими компаниями, потребителями. Второй контракт, касающийся транзита газа через территорию Украины, используя газотранспортную систему Украины для европейских потребителей — в целях исполнения контракта на поставку газа из России в Европу как единого экспортера газа европейским компаниям, заключившим долгосрочные контракты с «Газпромом».

— Сегодня мы находимся в стадии обсуждения возможности заключения нового контракта на использование системы украинской ГТС. Одно из условий касается экономической привлекательности украинского транзитного маршрута. Должны быть предоставлены условия, которые были бы конкурентноспособные по отношению к другим маршрутам. Таким как «Турецкий поток», «Северный поток-1», «Северный поток-2», «Ямал -Европа» (газотранспортная система, которая проходит по территории Белоруссии и Польши). И, соответственно, тарифы на прокачку газа должны быть конкурентными. Второе базовое условие - это урегулирование всех возникших споров, которые сегодня рассматриваются в различных инстанциях арбитражных судов. Как известно, этот процесс идет уже много лет, было решение Стокгольмского арбитражного суда, которое, на наш взгляд, носило дискриминационный характер, явно политический оттенок. Было принято решение, мы даже примерно понимаем как готовилось это решение, с учетом какой политической ситуации. Поэтому «Газпром» подал аппеляцию.

— Мы видим потенциал роста импорта газа (это показывает практика последних лет). Мы видим, что у нас будут загружены не только новые газопроводы и транспортные структуры, но есть потенциал, в том числе, и для того, чтобы осталась в качестве маршрута и использовалась газотранспортная система Украины. В каком-то объеме. Этот объем зависит от потребностей непосредственно потребителей Европы. Поэтому здесь предстоит еще большая дискуссия. До конца года будем взаимодействовать с нашими коллегами (на Украине) в рабочем порядке и с нашими коллегами из Еврокомиссии.

Газета.Ru

— Насколько сейчас вопрос о «Северном потоке-2» и вопрос о транзитном контракте с Украиной увязаны между собой? Возможно идет какой-то торг? Потому что Украина очень заинтересована, конечно, сохранить транзит, про это говорят многие европейские партнеры. Какая позиция у нас в переговорах?

— Здесь есть две разные позиции. Наша позиция заключается в том, что это коммерческий проект, в первую очередь, «Северный поток-2». Он реализуется «Газпромом» в консорциуме с другими европейскими компаниями Франции, Англии, Голландии, Германии. И эти мировые компании, те же Engie, Shell и другие, они бы не реализовывали этот проект, если бы это было коммерчески неинтересно. Подобные проекты, они реализуются не на 1 год, а на десятки лет. Где-то, до 50 лет. И, соответственно, конечно, это коммерчески очень интересный проект.

— С другой стороны, существует некое второе мнение со стороны некоторых европейских стран, поддерживаемых Еврокомиссией. Например, что при реализации этого проекта, якобы увеличится зависимость Европы от российского газа. А Украина потеряет доходы от транспортировки газа, которые сегодня она получает. Поэтому любыми способами, любыми силами, методами, путем изменения законодательств, или путем прямого шантажа необходимо оставить этот объем газа через украинскую газотранспортную систему. Представьте, вам предложили, допустим, поехать из Москвы в Петербург. Вы хотите через 4 часа на «Сапсане» уже добраться. А вам бы сказали: «Нет, вы не можете ехать, потому что вы должны использовать старую железнодорожную инфраструктуру, старый локомотив, старые вагоны. Вот езжайте, пожалуйста, по ним, по-другому вы не можете». Но это просто нонсенс какой-тот, на самом деле. Со стороны некоторых европейских стран, особенно восточноевропейских стран.

— Плюс, естественно, тут заинтересованы США, которые цинично продавливают свой сжиженный природный газ в Европу. Причем абсолютно цинично заставляя послов во многих европейских странах просто давить по внешним экономическим каналам, шантажируя другие страны по разным направлениям, включая оказание помощи.

— Вот есть эти две точки зрения. Мы со своей стороны говорим, что готовы сохранить часть поставок через украинскую газотранспортную систему. Потому что видим, как я говорил, что потребление газа будет расти и его хватит для того чтобы загружать и «Северный поток-2», и «Турецкий поток», и обеспечивать, в том числе, и часть транзита через газотранспортную систему Украины. Надо просто понимать, будет ли модернизирована эта газотранспортная система, в перспективе будет ли она конкурентноспособной или нет. Мы не можем гарантировать, что мы еще будем 50 лет ее использовать. Если Украина будет модернизировать ее, соответственно, создавать конкурентные условия, наверно она еще сможет долгое время использовать эту инфраструктуру. Для нас это чисто коммерческий проект, и мы считаем, что все политические мнения насчет реализации других маршрутов, абсолютно противоречат рынку, противоречат конкуренции и интересам европейских потребителей.

Дейвидас Литовченко

— Учитывая усиливающееся давление со стороны США на Российские проекты в области нефти и газа, например Северный поток 2, доступ к технологиям нефтедобычи и прочее, разработаны или разрабатываются планы действия нашей стороны в зависимости от хода развития событий? План А , Б существует у Правительства? Спасибо.

Евгений

— Сможет ли европейская газовая директива попортить кровь «Северному потоку-2»? Что еще могут придумать некоторые страны, чтобы затормозить ввод в строй этого проекта? И зачем европейцы «рубят сук, на котором сидят» тормозя проект?

Газета.Ru

— Скоро будет принято окончательное решение по «Газовой директиве». Понадобится ли России заключать после этого какие-то дополнительные соглашения? Потребуется ли как-то обходить условия этой директивы?

— Суть «Газовой директивы» - это распространение действия третьего энергетического пакета на офшорные проекты.На наш взгляд, юридически в этом нет никакой необходимости. Это, честно говоря, нонсенс, потому что это не имеет отношения к прохождению таких маршрутов через территорию Европы. Во время дискуссии на встрече представителей стран Евросоюза этот вопрос рассматривался. Та же Германия подготовила поправки, которые распространили действие этого третьего энергопакета только на ту часть инфраструктуры, которая находиться в территориальных водах страны, куда заходит газопровод. И право регулировать эти взаимоотношения, тоже в соответствии с этими поправками, дается регулятору страны, куда заходит газопровод.

— Поэтому это гораздо более мягкий вариант, чем предыдущие. Тем не менее, на сегодняшний день еще идут различные процедуры обсуждений и окончательного решения не принято. В конечном итоге наверно, в марте или в другие сроки, как это будет установлено, будет непосредственно рассмотрен проект закона.

— В любом случае, реализация таких проектов не должна противоречить европейскому законодательству. Единственное наше требование и юридическое понимание было в том, что если это не касается юрисдикции европейских стран, то (ограничения) не должны распространяться, соответственно, на реализацию таких проектов.

— Поэтому мы будем наблюдать, будем мониторить. Нам необходимо окончательно видеть тексты этих поправок. В любом случае, мы считаем, что строительству газопровода, это не угрожает. В ежедневном режиме сейчас идет прокладка трубы по дну Балтийского моря. Даже сейчас, пока мы с вами разговариваем, в день укладывается по 5-6 км. На сегодняшний день уже более 700 км из 2400 км трубы уложено. Это порядка 30%.

Ольга

— Александр Валентинович, здравствуйте! Россия сокращает добычу нефти в рамках соглашения ОПЕК+ гораздо медленнее своих партнеров. Скажите, другие страны ОПЕК, которые уже перевыполнили свои обязательства, критикуют Россию за такие темпы? На сколько Россия сократила добычу в феврале (по состоянию на 26 февраля) к октябрьскому уровню? Планируете ли вы ускорить сокращение добычи? На сколько добыча сократится в марте к октябрю?

— Позвольте напомнить те договоренности, которые были достигнуты в октябре-декабре 2018 года. Это, скажем так, вторая договоренность между странами ОПЕК и не входящими в ОПЕК. Первая была в декабре 2016 года, и в течение полутора лет все стороны выполняли соглашение, достигли результата – рынок сбалансировался. Во втором полугодии 2018 года был отскок – мы суммарно на 1 млн баррелей страны увеличили добычу, понимая, что рынок перегрет и тогда, как мы помним, цены росли и нужно было оперативно реагировать в другую сторону. Потом ситуация вновь изменилась. В декабре мы договорились о том, что первые полгода 2019 года суммарно страны ОПЕК и не ОПЕК сократят добычу относительно октября 2018 года на 1млн 200 тыс. баррелей нефти в сутки. Причем, 800 тыс. б/с возьмут на себя страны ОПЕК и 400 тыс. б/с – страны, не входящие в ОПЕК. Мы это обсуждали и дискуссия была очень серьезная. В том числе, мы обсуждали и особенности сокращения добычи в РФ. Еще в первый раз, когда мы выходили на цифру сокращения в 300 тыс. б/с два года назад, мы делали это плавно, в течение нескольких месяцев. Это связано со спецификой добычи России в условиях Крайнего севера, низких температур в зимний период: одномоментно просто технически невозможно завинтить вентиль и снизить добычу. Зимой очень опасно взять и резко глушить скважину – есть риск, что в будущем она может быть не восстановлена. И это будут безвозвратные потери.

— С учетом этого мы и договаривались в декабре, что Россия будет постепенно выходить на уровень сокращения, который мы на себя показатель взяли на эти полгода – на 228 тыс. баррелей в сутки. В настоящее время мы полностью соответствуем заключенным договоренностям: исполняем полностью обязательства и постепенно сокращаем добычу. В течение двух месяцев, к 1 февраля, мы вышли на сокращение добычи где-то в 90-100 тыс. б/с относительно октября 2018 года. А учитывая, что в декабре у нас показатели добычи были выше, чем в октябре, где-то на 50 тыс. баррелей, то относительно декабря сокращение сейчас составило уже почти 140-150 тыс. б/с. Это достаточно большие и высокие темпы сокращения. И я думаю, что мы в течение марта, к концу марта- в начале апреля, выйдем на те параметры, которые были оговорены в рамках соглашения. Еще раз хочу подчеркнуть, мы ничего не нарушаем, мы это обсуждали в декабре прошлого года при заключении соглашения, и мы полностью выполняем достигнутые договоренности.

Газета.Ru

— Какие ваши ожидания от встречи в Баку, будет ли обсуждаться возможность продления соглашения ОПЕК+?

— В Баку во второй половине марта, будет мониторинговый комитет, который следит за исполнением сделки, готовит рекомендации для министерской встречи, где собираются уже все министры 25 стран. Обычно в таких мероприятиях принимают участие от 5 до 10 представителей стран на уровне министров. Мы заслушаем доклады технических комитетов по исполнению сделки за январь и февраль, а также оценим текущую ситуацию на рынке, и прогнозы развития ситуации в течение первого полугодия и на второе полугодие, в том числе по балансу спроса и предложения. Сейчас я бы не загадывал о тех решениях, которые могут быть приняты. Особенно с учетом тех факторов, которые являются зачастую непредсказуемыми, на которые существенно влияют те или иные действия отдельных стран. Например, те же санкции, относительно Ирана, относительно Венесуэлы, какие-то заявления отдельные.

Газета.Ru

— Насколько Вы считаете, что все еще сохраняется влияние ОПЕК? Складывается впечатление, что цены на нефть больше реагируют на заявление президента США Дональда Трампа в Twitter. Должна ли ОПЕК балансировать рынок или все-таки уже больше другие факторы играют?

— Всегда есть фундаментальный фактор -— это баланс спроса и предложения. Потому что если предложение превышает спрос, на рынке образуются излишки и остатки, которые находят свое применение. И рынки очень сильно реагируют при затоваривании в сторону снижения цен. Сегодня мы видим на рынке более-менее спокойную, стабильную ситуацию, невысокую волатильность и более-менее приемлемые цены, которые устраивают и экспортеров, и потребителей. Мы считаем, что благодаря сделке в первую очередь, достигнута такая стабильность. За счет чего спокойно проходит зимний период в условиях, когда обычно спрос падает на 2 млн баррелей в сутки относительно летнего периода. У нас цены в декабре 2018 года до 50 долларов падали. Если бы затоваривание продолжалось, мы бы увидели очень низкие значения. Я даже не хотел бы называть их. Напомню, что в январе 2016 года цены доходили до уровня 25-27 долларов за баррель. И не исключено, что мы побили бы эти рекорды в сторону снижения на рынке.

Газета.Ru

— Если бы не было ОПЕК?

— Если бы не было сделки. Потому что ежедневно на рынок бы дополнительно сейчас поступало 1 млн баррелей в сутки, которые бы увеличивали остатки и затоваренность. Предложение бы превышало спрос, цены бы падали.

Газета.Ru

— Вопрос Венесуэлы и санкций против Венесуэлы, как один из факторов риска. Для наших компаний, которые там работают, как Вы оцениваете риски? Может государство как-то планирует помогать им в плане работы сейчас в такое непростое время?

— Наши компании, которые там присутствуют, очень внимательно следят за ситуацией, мониторят. У них есть соответствующие службы, юридические и коммерческие. На сегодняшний день у нас нет информации, что где-то есть проблемы или убытки. Идет работа в текущем порядке.

Олег

— Почему граждане нефтедобывающей страны России вынуждены втридорога платить за бензин? И почему бензин на заправках дорожает при любом движении цены на нефть (при росте нефти дорожает и при падении нефти дорожает)?

Газета.Ru

— Многих читателей волнуют розничные цены на бензин и его качество. В последнюю неделю цены на АЗС немного снизились, но люди ждут повышения — обычно оно приходится на март-апрель. Соблюдают ли нефтяные компании свои обязательства по соглашению о регулировании цен или приходится в ручном режиме управлять? Чего нам ждать в плане роста цен на бензин?

— Напомню, что достаточно сложная ситуация сложилась в мае прошлого года, когда цены на заправках — на розничном рынке — росли высокими темпами. Они тогда выросли примерно на 10%. Правительство приняло оперативные меры в целях стабилизации ситуации, было принято своевременное решение, касающееся снижения акцизов на бензин и на дизельное топливо с 1 июля 2018 года. Кроме этого, были достигнуты договоренности с компаниями о том, что цены с конца мая-начала июня не будут расти. И если смотреть динамику розничных цен на заправках, с конца мая до начала июня сохраняли свой уровень. На 21 января этого года они поднялись примерно на 1,7% из-за того, что был произошло повышение НДС с начала года с 18 до 20%. Это объективная ситуация, неожиданности не было, все заранее понимали, что в связи с увеличением НДС в рознице цены вырастут на 1,7%. Пока на протяжении двух месяцев цены стабильны, даже видим снижение на копейки. Я думаю, что такая ситуация не системная и не фундаментальная, а системно и фундаментально то, что поставлены задачи, созданы все необходимые инструменты в виде налогового регулирования, которые позволяют держать ситуацию на уровне существующих цен с темпами роста не выше инфляции. Прогноз по инфляции, напоминаю, согласно прогнозу Министерства экономического развития, составляет 4,3% по 2019 году (в докладе «Картина экономики» от 12 февраля ведомство указало на то, что «по итогам года при сохранении стабильного курса рубля инфляция опустится ниже 5%». – прим.ред.). Это те проценты повышения цен, которые могут быть достигнуты в течение этого года, но не более.

Газета.Ru

— Пиковый период – это весна - март, апрель, май. Есть ли опасность, что в эти месяцы рост может быть выше инфляции?

— Начнем с того, что есть три разных вида цен на моторное топливо. В первую очередь, это непосредственно цены на заправках, то есть розница. Они беспокоят потребителей, население, предприятия, которые покупают нефтепродукты для заправки грузовых автомобилей и так далее. Помимо этого, есть мелкооптовые цены, то есть стоимость закупок на нефтебазах, по этим ценам топливо закупают сами АЗС. И есть еще биржевые цены, или оптовые. Так вот оптовые и мелкооптовые цены в течение года действительно колеблются и носят сезонный характер на бирже. Они зависят от объема предложений, производства, ремонтных программ и так далее. Это было всегда было, это просто рыночный фактор. Оптовые цены могут колебаться, в этом ничего такого. Однако важно, чтобы не было дефицита предложения на внутреннем рынке.

— Поэтому правительство разработало ряд мер, сдерживающих рост цен. В первую очередь, были созданы условия для роста уровня переработки нефтепродуктов и их реализации на внутреннем рынке. Так, в прошлом году был принят законопроект, который вступил в силу с 1 января 2019 года. Он вводит обратный отрицательный акциз, который компенсирует снижение ставки экспортной пошлины, в рамках так называемого налогового маневра. Как вы знаете, принято решение в течение пяти лет снизить экспортную пошлина с 30% до нуля, при этом равномерно последовательно повышается ставка налога на добычу. Так, с 2019 года экспортная пошлина на нефть составляет уже не 30%, а 25%, соответственно, от этого зависит и экспортная пошлина на нефтепродукты. Компенсируется это обратным отрицательным акцизом для предприятий, которые выпускают нефтепродукты с высокой степенью переработки. Это стимулирует наши предприятия заниматься модернизацией нефтеперерабатывающих заводов и отказываться от так называемых самоваров, которые гонят на экспорт нефтепродукты после первичной переработки. Второй механизм, который позволяет нам держать цены на уровне, не выше инфляции, это так называемый демпфер. Если попросту говорить - это компенсация разницы между стоимостью продажи на экспорт и ценой продаж на внутренний рынок. Этот демпфирующий механизм может быть также как положительным, так и отрицательным. Он призван сгладить разницу между прибыльностью на внешнем и внутреннем рынке. Если, допустим, мировые цены выросли, и, соответственно, по рынку туда выгоднее продавать, так как на внутреннем рынке цены оптовые ниже, то эта разница частично компенсируется за счет отрицательного демпфера, то есть это частично бюджетные средства из тех доп. доходов, которые поступают в резервные фонды, а частично на себя берут компании. Получается, на 2019 год - это соотношение 60 на 40, с 2020 года, соотношение 50 на 50. Подчеркну, берут на себя эту нагрузку и государство, и компании, с тем, чтобы не увеличивать цены. При том, что если разница наоборот на внутреннем рынке более выгодна, как это сложилось сейчас в январе, то возникает обратная ситуация, когда обратный акциз уже платят компании. То есть тем самым создан инструмент сглаживания.

Газета.Ru

— Помимо цен на бензин, читатели жалуются на случаи фальсификации топлива на АЗС. Есть ли такое? Возможно, небольшие АЗС, что называется, экономят таким образом?

— Безусловно, такие факты есть. Они носят противозаконный характер. И мониторинговые службы контролируют ситуацию, выявляют такие случаи, просто закрывают эти заправки, потому что если товар не соответствует требованиям техрегламента, то игрока, который его поставляет, дисквалифицируют. Кроме того, в качестве пилотного проекта Росстандарт сейчас внедряет единую государственную информационную систему, которая бы позволила отслеживать движение нефтепродуктов непосредственно с нефтеперерабатывающего завода до заправки. Тогда это полностью исключит возможность использования некачественных продуктов. Эта система, конечно, сложнее, чем ЕГАИС в случае с алкогольной продукцией. Соответствующая система уже создана, в одном из регионов внедряется пилотный проект. И второе направление, которое мы прорабатываем вместе с Министерством финансов, ФНС, — уплата акцизов. Многие российские компании обратились с предложением рассмотреть возможность переноса уплаты акциза на нефтепродукты не на оптовом звене, а на розничном – с тем чтобы акциз платили автозаправки. Ведь сегодня автозаправки не уплачивают акциз, и это им позволяет заниматься махинациями, в том числе, как вы говорите, разбодяживать, разводить и продавать некачественный продукт. Платя акциз, у них просто не будет такой возможности, потому что тогда стоимость топлива будет совершенно другая. Здесь, конечно, важно очень обеспечить, чтобы собираемость этого акциза была на сегодняшнем уровне, во многом это зависит от налоговой службы, от системы сбора информации, мониторинга, то есть налогового администрирования. Сейчас акциз проще взять с НПЗ взять — их не так много, — чем с 25 тыс. заправок, которые разбросаны по всей стране.

Газета.Ru

— Они, наверное, тогда обанкротятся при таких условиях работы?

— Я могу сказать, что мы в состоянии обеспечить внутренний рынок качественным бензином и дизельным топливом. Мы достаточно выпускаем. Мы выпускаем больше бензина и дизельного топлива , чем потребляет внутренний рынок. При этом по бензину это превышение не такое значительное: может, 2-3 млн тонн к объему потребления. А по дизельному топливу — ровно в 2 раза больше. Если недобросовестные заправки не будут заниматься махинациями, то те, кто работает с качественными продуктами, полностью обеспечат и закроют потребности рынка. При этом цены останутся на том же уровне.

Олег Стрюков

— Через 10-20 лет чем будет согреваться Россия? на чём будут летать самолёты? если мы так » успешно будем» распродавать углеводороды... Оставим ли мы своим внукам и правнукам что-то?

петр

— Александр Валентинович! Скажите, на какой срок у нас в России хватит запасов нефти только конкретно и понятно?

Рамиль

— Когда население России начнет получать ренту от продажи полезных ископаемых?

Семен Слепцов

— Когда, по Вашей оценке, страна слезет с «нефтяной иглы»?

Иван Упоров

— Не считаете ли вы, что ставка России на нефтегазоресурсы неоправданно затянулась (вместе с СССР почти 50 лет), в результате Россия стремительно отстает по научным разработкам и тем более внедрению новых технологических достижений, все более погружаясь в углеводородный феодализм?

— Такой вопрос часто задается, он достаточно глобальный. В мире сейчас очень много разведанных запасов нефти и газа. Сейчас главный вопрос, который стоит перед странами и нефтедобывающими компаниями, с какой скоростью монетизировать эти запасы: у многих стран эти запасы превышают 10, 15, 20 лет, а то и выше. Например, у нас запасы по газу, исходя из объемов, которые мы сегодня добываем, — более 100 лет. Запасы по нефти на сегодняшний день – речь о категориях В и С – составляют 29 млрд тонн, правда, они тоже делятся на коммерчески извлекаемые и коммерчески не извлекаемые. Коммерческая извлекаемость зависит от нас с вами, от того, какую фискальную систему мы реализуем относительно этой отрасли. При существующей фискальной системе примерно 50% — то есть 15 млрд тонн – коммерчески извлекаемы. В прошлом году мы добыли 556 млн тонн, соответственно, простым делением получаем примерно 30 лет – это только коммерчески извлекаемые запасы. Причем, эти запасы держатся примерно на одном и том же уровне, потому что ежегодно на баланс ставятся новые запасы, и объем запасов, которые ставятся на запас, даже несколько выше объема добычи. То есть неснижаемый уровень. Конечно, следует отметить, что качество запасов, которые ставятся на баланс, сильно отличается от того, что раньше ставилось – это в основном мелкие месторождения, трудноизвлекаемые, сейчас крупных месторождений уже открывается мало. Нужно стратегически понимать и мыслить вперед насчет того, каков будет энергобаланс, как будут развиваться технологии, другие источники энергии, как нам более грамотно использовать природные ресурсы и монетизировать их с точки зрения добычи, реализации и так далее. Здесь же необходимо смотреть и на то, что в будущем углеводороды в большей степени будут использоваться не как источник энергии, например, для автомобилей, а как источник химических элементов для производства других товаров – то же углеводородное волокно и т.п. У нас больше половины вещей из искусственных материалов, так или иначе связаны с переработанными углеводородами. На самом деле, мы не видим больших проблем. Мы, конечно, считаем, что нужно мотивировать и заинтересовывать наши компании создавать условия для того, чтобы они в большей степени занимались геологоразведкой, ставили на баланс ресурсы в качестве запасов. У нас огромный потенциал в Арктике: я называл вам цифры без арктического потенциала, потому что там месторождения мало исследованы, они еще не изучены до конца, там есть только оценка потенциала в качестве ресурсов. Это десятки триллионов кубических метров газа, миллиарды тонн нефти. Это пласт, который в будущем будет являться источником углеводородов для обеспечения потребности в энергии в мире в целом. А потребление энергии в мире будет расти. По прогнозам, примерно к 2035-2040 году на 30% больше будет потребляться энергии, а доля углеводородов будет сохраняться. Сегодня эта доля в мировом энергобалансе составляет примерно 85%. По оценкам экспертов, к 2035 году она снизится до 75%, но это все равно означает примерно ¾. Поэтому надо сохранять наш потенциал, нашу конкурентоспособность на этом рынке. Зачастую говорят, что нефтегазовая отрасль – сырьевая, на самом деле эта отрасль высокотехнологичная, внедряются самые современные разработки, цифровые технологии. Это огромный заказ для науки, промышленности, других субъектов экономической деятельности. В прошлом году внутри России топливно-энергетический комплекс являлся заказчиком инвестиций на 5 трлн рублей. Это заказы для машиностроения, химической промышленности, производства оборудования и так далее. Причем, это заказ на самую инновационную продукцию, без которой мы будем просто неконкурентоспособными в современном мире.

Газета.Ru

— Вы упомянули СПГ. Как известно, США хотят насытить своим СПГ европейский рынок. Сможет ли американский газ конкурировать с российским, в том числе после ввода в эксплуатацию экспортного СПГ-терминала в Луизиане (власти США дали добро на его строительство в феврале)? Нет ли у США намерений наш СПГ «придушить» — мы видим соответствующие санкционные предложения.

— Что касается конкурентоспособности, я не вижу в принципе потенциала конкуренции американского сжиженного природного газа, если говорить о рыночных подходах. У нас себестоимость добычи очень низкая, у нас инфраструктура в свое время создана и самортизирована. Да, развивается новая инфраструктура, она также будет использоваться много лет. Я вижу использование американского СПГ в большей степени на тех рынках, где нет трубопроводного газа. Трубопроводный газ, если он уже поставляется, более конкурентоспособен, чем сжиженный. СПГ конкурентоспособный при транспортировке на расстояния свыше 3 тыс. километров, то есть там, куда нецелесообразно тянуть трубу. Если брать, например, активно развивающийся Азиатско-Тихоокеанский рынок, есть Китай и есть у нас месторождения, близкие к Китаю, откуда выгодно поставлять газ по трубе. Есть другие рынки, куда трубопровод не проведешь, выгоднее сжижать газ и его возить. При этом на сегодняшний день наша стратегия заключается не только в развитии поставок трубопроводного газа, но и развитии нашей доли участия на рынке производства сжиженного природного газа и поставки его на рынки, куда невозможно дотянуть трубу. Поэтому здесь есть большой потенциал. Если у нас был один завод – «Сахалин-2» — общей мощностью примерно 11 млн тонн СПГ, то после ввода в прошлом году на полную мощность завода «Ямал СПГ» на севере ЯНАО производственные мощности уже равны более 27 млн тонн. Это порядка 9% мирового рынка, то есть буквально за последние несколько лет мы увеличили долю участия России на мировом рынке СПГ (с 4,5%). Наша задача – увеличить долю до 15-20%. Есть ресурсы, уже есть инфраструктура на Ямале, есть ряд проектов, которые анонсированы и будут реализованы: например, «Арктик СПГ-2» мощностью 19,8 млн тонн в год. Это Гыданский полуостров. Сроки его строительства – с 2022 по 2025 год. Это еще почти 20 млн тонн к существующим мощностям. Таким образом, мы видим, что мы можем в принципе выйти на 100 млн тонн. А рынок СПГ в части потребления в мировой газовой системе будет развиваться более высокими темпами: сейчас доля СПГ – 35%, а к 2035 году будет 50%. И мы будем иметь свою нишу, есть компании, которые в этом заинтересованы, есть проекты, которые будут рассматриваться и по ним будут приняты инвестиционные решения: это третья очередь «Сахалина-2», это «Дальневосточный СПГ», «Балтийский СПГ», есть более мелкие проекты мощностью около 1 млн тонн – достаточно большое количество. Мы готовы. Я считаю, что нужно развивать это направление, увеличивать нашу долю и конкурировать на рынке СПГ.

Алексей

— Кемерово, Рудничный ра-он. Газ в 160 метрах высокого давления, а подключение 2000000 руб. Как так???

Константин Ковалев

— Подскажите пожалуйста почему вся наша улица со статусом земли ИЖС не может подключиться к магистральному газу в 200 м от нас, г Новосибирск уже 10 лет. Чисто из за бюрократических проволочек. Техническая возможность есть.

— Мы также часто получаем обращения граждан, работаем с каждым обращением. Раньше такая проблема была с подключением к электросетям, в последнее время мы такой проблемы не видим, потому что была проделана большая работа по улучшению ситуацию и снятию различных барьеров, снижению количества этапов подключения. Мы вошли в десятку лучших стран (в соответствующем разделе рейтинга Doing Business. – прим.ред.). Сейчас мы ведем такую работу по газовой инфраструктуре: правительством утверждена и на 80% реализована «дорожная карта», в соответствии с которой разрабатываются и принимаются нормативно-правовые акты, упрощающие и сами взаимоотношения между заявителем и организацией, которая обеспечивает подключение. Второе, что должно привести к снижению стоимости, — создание так называемых эталонных расходов на эти цели. Сегодня как происходит? Сегодня в каждом субъекте региональная энергетическая комиссия на уровне губернии устанавливает расценки на подключение к газовой инфраструктуре. Речь идет о проведении газопровода от газораспределительной станции до непосредственно домовладения. Эти расценки устанавливаются по трем видам потребителей. Подключения за 50-60 тысяч руб. по стандартизированной тарифной ставке для потребителей до 20 кубометров в час на расстоянии до 200 м. Есть потребители, которые потребляют свыше 20 куб./ч газа, но ниже 500, по ним региональные энергетические комиссии устанавливают стандартизированные расценки по выполнению работ на подключение. Есть потребители, которые потребляют более 500 кубометров в час, это какие-то предприятия, то есть коммерческие предприятия. Соответственно, для таких потребителей предусмотрена разработка индивидуального проекта, который рассчитывают проектные организации: производится расчет, оценка и так далее на основе СНиПов. Приведенный вами пример со стоимостью в 2 млн руб., думаю, это индивидуальный проект. Неясно, какая у него мощность. Если есть вопросы, в первую очередь необходимо обращаться в региональные органы власти, в региональные энергетические комиссии, которые должны дать разъяснения. На будущее мы хотим сделать так, чтобы все эти подключения проходили через единый портал электронных услуг – он разрабатывается в соответствии с «дорожной картой», — чтобы заявитель мог подать заявку на подключение, получить разрешения сразу на все процедуры, при этом чтобы у него был какой-нибудь электронный калькулятор, с помощью которого можно было бы рассчитать стоимость подключения. Такие сервисы уже есть в электроэнергетике, они работают.

Сергей

— Белоруссия жаловалась на бюджетные потери от налогового маневра - $300 млн только в 2019 году. Готовы ли в Москве к компенсации этих «потерь» полностью или частично? Если да, то на каких условиях? И как идет согласование в области экспорта нефти и нефтепродуктов, поставляемых из России в Белоруссию, на дальнейшей продаже которых зарабатывает Минск? На каких объемах и каких нефтепродуктов Белоруссия сможет зарабатывать, а на каких – нет? Спасибо

— Сейчас в этом направлении идут переговоры, они проходят на достаточно высоком уровне. Что касается комплексного анализа взаимоотношений по всем направлениям (промышленность, энергетика, сельское хозяйство и так далее), с российской стороны эту группу возглавляет первый заместитель премьер-министра Антон Германович Силуанов. Это не такой простой вопрос, потому что есть комплекс взаимоотношений, есть комплекс других вопросов, накопленных за период взаимодействия. Поэтому я бы не стал говорить «да» или «нет», думаю, в рамках переговоров будут выработаны решения, подходы, исходя из комплекса всех вопросов, связанных с отношениями России и Белоруссии.

Газета.Ru

— Аналогично обсуждаются цены на газ с 2020 года…

— Что касается цен на газ, то договоренности о ценах на 2019 год были достигнуты несколько лет назад. Что касается цен на поставку газа с 2020 года, я думаю, это тоже предмет переговоров и комплексных решений.

Газета.Ru

— Большое спасибо, что пришли к нам в гости. Большое спасибо за ответы на наши вопросы. Вопросы читателей, которые не успели задать, передадим вам дополнительно. Надеемся вас увидеть снова. Успехов в работе!

— Спасибо большое.

64

По вопросу газомоторного топлива. Надо распространить субсидии на перевод на ГМТ автотранспорта, строительства АГНКС, и других услуг связанных с ГМТ для всех участников рынка. Пока субсидии по строительству АГНКС только для нефтяных и газовых компаний. Решите , пожалуйста, этот вопрос! // Олег

63

Добрый день. Подскажите имеют ли под собой почву слухи о слиянии Транснефти и Роснефти? // Сергей

62

Добрый день! На заседании Госдумы 24 апреля 2015 года замминистра энергетики Ю.Сентюрин сообщил, что газопровод «Сила Сибири» не относится к числу проектов, которые должны окупиться. Минэнерго по-прежнему расходится с Газпромом в оценке «Силы Сибири»? // Михаил Корчемкин

61

Вы являетесь председателем Совета директоров компании «Транснефть». Недавно крупными акционерами Транснефти стали японские, саудовские и российские государственные и пенсионные фонды. Также акционерами стали наш РФПИ и Газфонд. При этом акции Транснефти в 2018 году упали на 25% в долларовом выражении. Это худший результат среди крупных российских публичных компаний с госучастием. Вы, как Председатель Совета директоров, собираетесь как-то исправлять ситуацию с капитализацией компании? Руководитель Транснефти Токарев многое обещал инвесторам (сплит акций, байбек, рост дивидендов и т.д.), но так ничего и не было сделано. // Егор Абрамов

60

Нефть и газ исчерпаемые запасы. Некоторые ученые говорят, что разведанных запасов уже меньше, чем потребление. Когда в России кончится газ и нефть? Что будем делать, что с этими газопроводами и нефтепроводами будет дальше? // Иван

59

Александр Валентинович, какой подарок от жены и дочерей вы получили на 23 февраля? Какие подарки вы готовите им на 8 Марта? // Алевтина Егоровна

58

Занимаетесь ли Вы спортом?.Если,да,то каким?.Спасибо // Иванов Юрий

57

Возможно ли озвучить планы (при наличии таковых) по реконструкции и модернизации нефтеперерабатывающих производств в РФ. // Андрей

56

Уважаемый Александр Валентинович! Объясните, пожалуйста, почему в стране не растет выпуск бензина, хотя появились новые бензиновые установки на ряде заводов? Нефтяные компании жалуются, что текущий налоговый режим не стимулирует их производить больше бензина. Справедливы ли такие заявления? Судя по статистике, в январе этого года в стране было произведено меньше бензина, чем в январе прошлого года. Это выглядит странно, учитывая, что сезонный фактор в данном случае не влияет, и к тому же за год появились новые производители. Какого роста спроса на бензин вы ожидаете в ближайшие годы в России? Может, наши компании напрасно вкладывались в строительство бензиновых установок? С уважением, Анастасия // Анастасия

55

Уважаемый Александр Валентинович! Вы являетесь председателем Совета директоров компании «Транснефть». Недавно крупными акционерами Транснефти стали японские, саудовские и российские государственные и пенсионные фонды. Также акционерами стали наш РФПИ и Газфонд. При этом акции Транснефти в 2018 году упали на 25% в долларовом выражении. Это худший результат среди крупных российских публичных компаний с госучастием. Вы, как Председатель Совета директоров, собираетесь как-то исправлять ситуацию с капитализацией компании? Руководитель Транснефти Токарев многое обещал инвесторам (сплит акций, байбек, рост дивидендов и т.д.), но так ничего и не было сделано. // Егор Абрамов

54

Господин министр, я сталкиваюсь с непрозрачными структурами, зарегестрированными как «фирмы по подключению газа»,которые требуют оплату без подписания договоров, хотят получать доверенность (!) и разумеется, не платят налоги. Не считаете ли Вы, что газовая отрасль России внутри и во внешних связях, находится вне правового поля ? Как пример, в какие суды мне обращаться, если я считаю, что деятельность Газпрома и в большой доле ответсвенности и Еврокоммисия, лишают меня доступа к дешёвому газу, если ЕС не существует для ЕСПЧ, а в Суд Евросоюза иски от граждан России не принимает. Это только американская юрисдикция, вы этого хотите ? Благодарю за ответ. // Рудаков Айвас

53

Собствнником недр России являются народы России, соответственно народы Сибири. Сколько представителей этих народов представлены в правительстве в Вашей компетенции или же представлены в управлении естественными монополиями? Почему существуют до сих пор монополии как Газпром, если исторически спрос находится в значениях, ведущих к исчезновению её и установленияю низкой конкурентной цены доступа к сетям потребителей и других производителей. Это было целью допущения «частных инвесторов» к недрам России. Проверялась ли законность получения монопольной прибыли Газпромом и применение её для распределения собственникам, не упомянутым в Конституции России ? Спасибо. // Рудаков

52

Добрый день. Скажите пожалуйста, что будет с месторождениями Западной Сибири, и какова будет судьба городов Югры? // Радик

51

Мы живём в эпоху роста потребления ресурсов и товаров, создавшей две глобальные проблемы: первая - ограниченная доступность нефтяных ресурсов, количество которых неуклонно снижается, а потребление горюче-смазочных материалов неуклонно возрастает, поэтому в мире растёт внимание к использованию альтернативных источников энергии и топлива; вторая - увеличение количества отходов и вредных веществ, содержащихся в них, представляющих большую экологическую опасность для человека и окружающей среды, поэтому в мире растёт внимание к сбору и переработке отходов, в том числе нефтесодержащих, таких как отработанные масла, отработанные автомобильные фильтры, тара из-под смазочных материалов и др. Во времена СССР сбору и переработке отработанных масел уделялось огромное значение, на уровне Постановлений Совета Министров СССР. Была создана система, которая с переходом страны на рыночные рельсы была разрушена. В настоящее время в России актуальны вопросы обращения твёрдых коммунальных отходов (ТКО), а такие отходы, как отработанные масла (моторные, трансмиссионные, индустриальные и др.), отработанные автомобильные фильтры и тара из-под смазочных материалов и т.п., оказались вне фокуса внимания. По сути отработанные масла - это «забытые отходы». Хотя эти отходы, по сравнению с ТКО, представляют более существенную экологическую опасность окружающей среде и человеку, например, 1 литр отработанного масла делает непригодным до 1 миллиона литров воды. В России отсутствует цивилизованная система сбора и переработки этих отходов, и поэтому они сливаются на грунт (воду), или в лучшем случае сжигаются на установках, как правило, не оборудованных системами очистки отходящих газов. В свою очередь отработанные автомобильные фильтры и тара из-под смазочных материалов размещаются на полигонах ТКО, нанося ущерб окружающей среде и здоровью человеку. Одновременно отработанные масла являются ценным и сравнительно дешёвым сырьём для получения нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью – минеральных базовых масел и аналогов дизельного топлива, о чём свидетельствует опыт стран-участников Европейского союза и др. экономически развитых стран мира. Москва и Московская область являются крупнейшими «генераторами» отработанных масел и прочих нефтесодержащих отходов в РФ, поэтому нами был разработан экологический проект создания межрегионального центра по сбору и переработке этих отходов, образующихся в Московском регионе и Центральном федеральном округе (ФО) (далее – Проект). Мы предлагаем комплексное и готовое бизнес-решение на площадке в Московской области (г. Видное), технологическим ядром которого являются высокоэффективные установки, апробированные за рубежом, для переработки отработанных нефтепродуктов в товарные нефтепродукты. Основные показатели экономической эффективности Проекта следующие:  внутренняя норма доходности (IRR) – 35 %;  индекс прибыльности (PI) – 2,3;  чистая приведенная стоимость (NPV) – 37 млн. $;  срок окупаемости (DPP) – 6,5 лет. Потребность в инвестициях – до 1,9 млрд. руб. Реализация Проекта будет хорошим примером вовлечения нефтесодержащих отходов в технологический цикл производства продукции и формирования «зелёной экономики» в РФ, а также вкладом в обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения в РФ. Просим Вас поддержать реализацию предлагаемого Проекта. С уважением, Сергей Эдуардович Майборода // Сергей Эдуардович Майборода

50

Глубокоуважаемый Александр, по своему роду работы я моряк и тесно был связан с крупными судовладельцами и поставщиками нефти в Средиземноморье. Но когда Саудовская Аравия расторгла крупнейший контракт и наш крупный судовладелец стал продавать свои супертанкера, имелись танкера от 600 тыс. тонн водоизмещения до миллиона в основном французской постройки и мощными турбинами и двумя гребными винтами, и резко пошла цена вверх. Американский бизнес заключил с арабами новое соглашение и вместо крупнейшей компании Петроля организовали новую компанию Арамко - совместная арабо-американская компания — и стали качать нефть гораздо большими объемами и естественно выброс такого объема нефти на рынок спровоцировал резкое падение цены на нефть. Как вы думаете, сейчас возможен подобный сценарий или американский нефтяной бизнес естественно с Саудовской Аравией могут снова обрушить цены на нефть и те события, которые происходят в Венесуэле --которая также является крупным игроком на рынке нефти?. В этой связи какой Ваш прогноз по нефтебизнесу в целом и, конечно, наша позиция и позиция Роснефти в этой связи. Не потеряем ли мы часть нефтяного рынка и в какие регионы ориентирован наш нефтебизнес в целом и Ваша позиция как главы этого важнейшего сектора экономики. Спасибо Михаил-моряк // Михаил

49

Добрый день. Скажите пожалуйста, что будет с месторождениями Западной Сибири, и какова будет судьба городов Югры? // Радик

48

Здравствуйте. Назовите, пожалуйста, три технологии, производящий потенциал которых сможет существенно повлиять на нефтяные цены в ближайшем будущем и в перспективе 20-30 лет. Спасибо. // Alexander Mayorov

47

Уважаемый Александр Валентинович Вы часто встречаетесь с Королем Саудовской Аравии, одним из главных и самых мощных игроков на нефтерынке . В этой связи какова их стратегическая позиция по нефти и газу? // Михаил

46

Уважаемый Министр! 1) Видите ли вы проблему в перекрёстном субсидировании цен на электроэнергию (что планируется делать ?). 2) Разумно ли затевать обновление мощностей в электроэнергетике при отсутствии отечественных ГТБМ (возможно их сделают но когда?, а конкурсы как я понимаю уже назначены ?) Возможно ли, что этот вопрос будет отложен ? Ведь часто говорят о профиците мощностей ? // Михаил

45

Почему со времени введения санкций в 2014 г. в России не было произведено ни одного ГРП флота, при том что еще в 2013 г. в рамках Федеральной целевой программы был изготовлен и находится в промышленной эксплуатации ГРП флот на российской элементной базе. К тому же обладающий существенными конкурентными преимуществами перед зарубежным флотом. Как объяснить монополию зарубежных нефтесервисных компаний на российском рынке при курсе на импортозамещение? Ведь по прогнозам операции ГРП будут расти. // Сергей

44

Учитывая усиливающееся давление со стороны США на Российские проекты в области нефти и газа, например Северный поток 2, доступ к технологиям нефтедобычи и прочее, разработаны или разрабатываются планы действия нашей стороны в зависимости от хода развития событий? План А , Б существует у Правительства? Спасибо. // Дейвидас Литовченко

43

1. Скажите когда окупится «Северный поток», ведь он используется на половину своих мощностей и почему «Северный поток 2» ждет та же участь(не хотелось бы). 2. Почему при относительно низкой себестоимости нефтедобычи цена на бензин высокая(в S выше чем в США) и почему она поднимается при повышении цен на нефть и при ее повышении на мировых рынках. И почему она поднимается(на бензин) как только на носу посевная. 3. Что будет с инвестициями «Роснефти» в Венесуэле в случае прихода к власти Гуайдо. «Паровоз уже стоит на запасном пути?» // Владимир

42

Если ведущие мировые державы примут решение наложить полное эмбарго на экспорт нефти и газа из России зарубеж, что в этом случае ожидает экономику России? Вероятны ли тогда будут изменения в политике нашей страны? // Игорь

41

Кто ответит за «инвестиционную яму», образовавшуюся из-за строительства трубопровода «Сила Сибири»? И почему, хотя всем было известно о работе Китая по разработке сланцевого газа, запасы которого у них покрывают потребности с излишком, было принято решение о его строительстве? Теперь мы получили отказ Китая получать наш газ. Какую ответственность несет руководство Газпрома? // Валерий Георгиади

40

НЕФТЬ И ГАЗ ДОСТОЯНИЕ НАРОДА ???? или НЕ МНОГИХ ОЛИГАРХОВ Которые подымают каждый год цены народу. И КАК может Белоруссии продаем бензин который у них на заправках дешевле чем у нас ,,????? // юрий

39

сколько процентов денег от продажи нефти России остается государству, а сколько уходит другим инвесторам? Почему пока нефть в земле, согласно конституции, она принадлежит народу, а как только ее выкачивают наружу, хозяева уже нефтяные компании? На какой глубине происходит передача прав собственности? Сечин сказал кажется Путину недавно, что себестоимость добычи в роснефти 3 доллара. Почему Государственная компания продает Государству нефть в 200 раз дороже по 67 долларов? Сечин получает 1 миллион в день а я за 10 лет. Вам не кажется что это перебор по зарплате в Госкомпании? // andrey

38

Белоруссия жаловалась на бюджетные потери от налогового маневра - $300 млн только в 2019 году. Готовы ли в Москве к компенсации этих «потерь» полностью или частично? Если да, то на каких условиях? И как идет согласование в области экспорта нефти и нефтепродуктов, поставляемых из России в Белоруссию, на дальнейшей продаже которых зарабатывает Минск? На каких объемах и каких нефтепродуктов Белоруссия сможет зарабатывать, а на каких – нет? Спасибо // Сергей

37

Сможет ли европейская газовая директива попортить кровь «Северному потоку-2»? Что еще могут придумать некоторые страны, чтобы затормозить ввод в строй этого проекта? И зачем европейцы «рубят сук, на котором сидят» тормозя проект? // Евгений

36

Здравствуйте,принята ли модель цифровизации россетей? если принята,то владеете ли вы полной информацией о состоянии электрических сетей? рентабельна ли эта программа будет? или вообще это осваивание госсредств? // Иван

35

Здравствуйте! У меня вопрос - зачем нефтяникам налоговые льготы? Судя по открытой информации у нефтяных компаний с деньгами прекрасная ситуация - прибыли рекордные, кто-то тратит огромные средства на выкуп своих акций на исторических самых высоких ценах, кто-то наращивает рекордные депозиты, кто-то на рискованные зарубежные инвестиции и при этом, у всех рекордные свободные денежные средства. Так зачем им льготы? // Алексей

34

Какой теории придерживаетесь Вы в вопросе происхождения нефти/газа - неорганическое или минеральное? А может какой-то третий вариант? // Сергей Александрович

33

Что будет с Россией, если цены на нефть обрушатся до уровня «лихих» 90-ых годов т.е. до 10-20$ за баррель и продержатся там 10 лет? Наступят «лихие» 2020-ые? Россия прекратит свое существование? // Владимир

32

Глубокоуважаемый Александр Валентинович! Как бы Вы отнеслись к конкретному техническому решению по серьезному снижению затрат при транспортировке нефти, нефтепродуктов и др. жидкостей? Кроме того, вполне вероятно, что новые технологии могут заинтересовать и зарубежных специалистов. В.Забористов // Забористов Валерий Николаевич

31

Александр, не кажется ли Вам, что пора настала кардинально поменять работу (вредно долго засиживаться на одном месте)? В качестве примера приведу Собянина. Приглашаю в Питер, а то у нас в последнее время прям беда какая - мозгов не хватает. Думаю, ВВП Вас поддержит в сием начинании. Будет непросто, но интересно. // И.Якут

30

Через 10-20 лет чем будет согреваться Россия? на чём будут летать самолёты? если мы так » успешно будем» распродавать углеводороды... Оставим ли мы своим внукам и правнукам что-то? // Олег Стрюков

29

Когда на юге России появится завод по переработке зерна гуара с целью получения гуаровой камеди? По нашим расчетам мы полностью удовлетворим потребность страны в этом продукте. // Михаил

28

Здравствуйте. У меня несколько необычный вопрос к вам: сложно отвечать на глупые вопросы? Со стороны кажется, что людей интересуют только три вещи в жизни. Меня не интересует ни цена на нефть, ни цена на газ. Потому что у меня никогда в жизни не было автомобиля, а город наш не газифицирован. // Александр

27

Александр Валентинович! Скажите, на какой срок у нас в России хватит запасов нефти только конкретно и понятно? // петр

26

А.В. Не ужели Вам не понятно что всё идёт от поднятия цен на энергоносители? И долго будет продолжаться этот бег за тенью? // петр

25

Здравствуйте, Александр Валентинович. На какую сумму Российская Федерация теряет нефть и газ вследствие разного рода техногенных аварий и незаконных присоединений к трубопроводам? С уважением, Ровшан Муганлинский. // Ровшан Муганлинский

24

Добрый день. Как стали возможны схемы воровства газа, которые СК описывает в деле Арашуковых? Неужели долгие годы до вас или до Газпрома не доносились слухи? // Екатерина

23

Когда население России начнет получать ренту от продажи полезных ископаемых? // Рамиль

22

Верно ли то, что усиление конкуренции в области углеводородной энергетики связано во многом с отказом многих промышленных стран (в том числе Германии) от мирного атома? // Денис

21

Когда Россия слезет с нефтегазовой иглы и перестанет зависеть от цен на нефть? // Михаил

20

Здравствуйте! Скажите пожалуйста почему цена на ГСМ растёт, а зарплата у большей части страны нет? Почему если правительство РФ повышает акцизы, то никак это обычным людям не компенсирует. Знаете мы не Миллеры и не Сечины с их многомилионными доходами. Также как и с тарифами на отопление, горячую воду и пр. И хотелось бы узнать про газификацию природным газом Забайкальского края. Силу Сибири строят, но этот газ ни в Забакалье, ни в Амурскую область не попадает // Вячеслав

19

Добый день, интересует Ваше мнение по поводу эффективности Российского нефте-газового сектора : Газпром - 471 тыс сотрудников, роснефть - 261 тыс, газпром нефть - 67 тыс, лукойл - 150 тыс. При этом аналогичные компании на западе и востоке в разы меньше по количеству персонала и при сопоставимом уровне добычи - Saudi Aramco ( Саудовская Аравия ) - 65 тыс, Exxon Mobil (США)- 75 тыс. , Equinor ( Норвегия ) - 60 тыс. , CNOOC (китай ) - 92 тыс. Таким образом общее количество занятых в компаниях РФ, не считая дочерних обществ в 10ки раз превосходит количество людей в других странах. При этом для импорта оборудования по отдельным отраслям (например шельф ) достигает 90%. Что делают все эти люди, не считая получения заработной платы? Каким по Вашему мнению должен быть реальный штат сотрудников в эпоху цифровизации, и не считаете ли Вы что наша добывающая промышленность не соответствует мировым стандартам, и какие шаги должны быть приняты для исправления текущей ситуации? Спасибо! // Елена

18

Александр, вы, наверное, знаете о схемах, применяемых государством по изъятию дополнительной прибыли Газпрома в обход его миноритарных акционеров. Эта прибыль изымается не путем дивидендных выплат, а при помощи дополнительных налогов. В результате миноритарии теряют часть прибыли компании. Считаете ли вы подобные схемы справедливыми? Почему Газпром не хочет выплачивать всю свою прибыль через дивиденды? Что посоветуете в этой ситуации миноритарным акционерам Газпрома, как им защитить свои права? // Игорь

17

Когда, по Вашей оценке, страна слезет с «нефтяной иглы»? // Семен Слепцов

16

Считаете ли вы, что приватизация нефтяных предприятий в России в 90-ых годах была справедливой по отношению к российскому народу? Не пора ли потребовать с олигархов, которые получили в 90-ых годах эти нефтяные предприятия фактически бесплатно, существенных компенсационных денежных выплат в бюджет России (помимо регулярных налогов, которые они сейчас выплачивают)? // Станислав

15

Кемерово, Рудничный ра-он. Газ в 160 метрах высокого давления, а подключение 2000000 руб. Как так??? // Алексей

14

Почему уровень жизни простых людей в такой нефтяной стране как Канада значительно выше уровня жизни в России? Ведь Россия даже богаче Канады по запасам нефти, газа и других природных ресурсов. Россия и Канада во многом очень похожи друг на друга, но только люди в России живут значительно беднее. Что мешает России догнать Канаду по уровню жизни? // Игорь

13

Каким образом ввод в эксплуатацию первого термоядерного реактора в 2025 ( проект iter во Франции ) отразится на атомной промышленности РФ, и есть ли план развития подобных технологий на территории нашей страны? // Александр

12

Уважаемый Александр Валентинович! Я все с большим уважением отношусь к творчеству Семена Слепакова: газ вроде как общий у нас, а счастье сбывается только у Вас!!! Вы отъедите от МКАДа за 200 - 300 км и сами во всем убедитесь! в Ивановской области, примерно 300 - 400 км от Москвы, есть райцентры, где до сих пор нет газа, например родина нашего выдающегося режиссёра Тарковского (Вы наверное не знаете даже , о чем я пишу). И газ вроде у нас не дешевый, а мы его все на Запад продвигаем, кому это выгодно? Давайте уж наших граждан обеспечим сначала!!! А потом, что останется на Запад! Хватит карманы набивать, дождетесь... да и сами знаете, как сказал ВВП, на кладбище все равны!!! // Василий Шевцов

11

Нефтяные компании снова жалуются о том, что им не хватает на жизнь. В этот раз на демпфер. Поддерживает ли Минэнерго предложение о корректировке демпферного акциза для повышение рентабельности работы нефтяных компаний на внутреннем топливном рынке, в частности при цене на нефть $60-$65 за баррель? Почему? Каким образом это можно сделать? // Анна

10

Готово ли Минэнерго, в том числе технически, заняться тарифным регулированием вместо ФАС? // Варвара

9

Что можно назвать главным достижением в развитии альтернативной энергетики в стране за последние десять лет? Есть ли у правительства уверенность и долгосрочная стратегия, которая сделает Россию лидером в области технологий и производства возобновляемой энергии? // Владимир Абрамов

8

Какую роль в развитии энергетики играют новые цифровые технологии? // Матвей

7

Александр Валентинович, здравствуйте! Россия сокращает добычу нефти в рамках соглашения ОПЕК+ гораздо медленнее своих партнеров. Скажите, другие страны ОПЕК, которые уже перевыполнили свои обязательства, критикуют Россию за такие темпы? На сколько Россия сократила добычу в феврале (по состоянию на 26 февраля) к октябрьскому уровню? Планируете ли вы ускорить сокращение добычи? На сколько добыча сократится в марте к октябрю? // Ольга

6

Будет ли на федеральном уровне отмечаться 100-летие принятия программы ГОЭЛРО? // Мингалиев Зульфат

5

Почему граждане нефтедобывающей страны России вынуждены втридорога платить за бензин? И почему бензин на заправках дорожает при любом движении цены на нефть (при росте нефти дорожает и при падении нефти дорожает)? // Олег

4

Какими темпами растет себестоимость добычи нефти в России. Влияют ли санкции на повышение себестоимости? // Максим

3

Не считаете ли вы, что ставка России на нефтегазоресурсы неоправданно затянулась (вместе с СССР почти 50 лет), в результате Россия стремительно отстает по научным разработкам и тем более внедрению новых технологических достижений, все более погружаясь в углеводородный феодализм? // Иван Упоров

2

Необходимо трансформировать энергетическую систему в более экономичный,безвредный и мощный источник постоянной энергии. Нефть,газ,уголь,обычные топливные ресурсы не всегда будут топливным ресурсом страны,да и всего человечества. К тому же,это может отразится экосистеме планеты. Этого еще никто не знает,но обязательно аукнется. Как Вы считаете,есть возможность уже сейчас решать вопросы по трансформации энергетики в более мощный и безвредный для людей и планеты современный топливный ресурс...? Спасибо // Василий Бабий

1

Подскажите пожалуйста почему вся наша улица со статусом земли ИЖС не может подключиться к магистральному газу в 200 м от нас, г Новосибирск уже 10 лет. Чисто из за бюрократических проволочек. Техническая возможность есть. // Константин Ковалев