Коренные жители Сибири меньше страдают от инфарктов и инсультов

Ученые Института цитологии и генетики СО РАН выяснили, что самодийские народы, коренные жители Сибири, по сравнению с русскими сибиряками менее подвержены тромбозам, вызывающим инфаркты и инсульты, и некоторым онкологическим заболеваниям, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на заведующую лабораторией института Людмилу Осипову.

«Нашей целью было проверить, каким образом генетические особенности коренных сибирских народов могут влиять на риск тромбозов и онкопатологий, которые сегодня остаются одними из основных причин сокращения продолжительности жизни населения в России. Но анализируя степень риска заболеваний, нельзя было обойти и тему их лечения, поэтому отдельным предметом исследования стала чувствительность этих народов к лекарственным препаратам», - сказала Осипова.

В исследовании, выполненном учеными ИЦиГ совместно с Институтом химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, приняли участие 1475 человек - четыре самодийских народа (селькупы, лесные ненцы, тундровые ненцы Ямало-Ненецкого автономного округа, нганасаны полуострова Таймыр), а также русские, живущие в Северной Сибири.

Ученый пояснила, что у самодийцев часто встречается мутантный вариант гена, отвечающего за свертываемость крови: 75% - у тундровых ненцев и 85% - у селькупов (у русских, европейцев он составляет около 40%). По словам Осиповой, эта мутация - признак пониженной активности белков свертывания крови, что говорит о меньшем риске развития тромбозов, вызывающих инфаркты миокарда и инсульты. Кроме того, у самодийцев относительно редко встречаются мутантные варианты других генов - маркеров риска онкологических заболеваний. Это значит, что у них ниже и риск развития определенных форм рака, отметила Осипова.

Наименьший риск некоторых типов рака (легких, мочевого пузыря, кожи и некоторых других) среди самодийцев, по словам завлабораторией, имеют нганасаны, но усиливающееся смешение этих народов, в частности, с русскими, скорее всего, снизит их устойчивость к развитию этих заболеваний.

Кроме «полезных» особенностей генов самодийских народов, сибирские ученые обнаружили и «опасные». Так, часть коренных самодийцев входят в группу риска пациентов с побочными реакциями на многие медикаменты - в частности, на нестероидные противовоспалительные, антидиабетические, антиэпилептические препараты и антикоагулянты (варфарин).

«Им нужны более низкие дозы лекарств по сравнению со средними терапевтическими дозами, иначе могут возникнуть серьезные побочные реакции», - пояснила Осипова.

По ее словам, от 13% принимавших участие в исследовании тундровых ненцев до 25% обследованных селькупов имеют сниженную активность ферментов, перерабатывающих лекарства. Таких людей генетики обычно называют «медленные метаболизаторы». Таким образом, надо тщательно выбирать методы лечения самодийцев, численность которых составляет несколько тысяч человек, а нганасан - всего около 800 человек.

Новости и материалы