Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Не дозвонился до Медведева

В суде над Ходорковским допрошен бывший глава ЦБ Виктор Геращенко

Виктор Геращенко назвал «чушью собачьей» обвинения в адрес Михаила Ходорковского и Платона Лебедева и предложил прокурору Валерию Лахтину подать в суд еще и на него за то, как он руководил советом директоров ЮКОСа.

Во вторник в Хамовническом суде Москвы выступил бывший глава Центробанка и экс-глава совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко. Он пришел в суд по просьбе адвокатов экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева, чье второе уголовное дело рассматривает Хамовнический суд.

Прокуроры опасались, что допрос этого свидетеля нарушит «дух закона», так как Геращенко раньше уже приходил в суд как зритель, но судья Виктор Данилкин решил его выслушать.

По словам Геращенко, в ЮКОС он пришел почти через год после ареста Ходорковского — летом 2004 года. Предложение ему сделал бывший вице-президент ЮКОСа Юрий Бейлин и один из основателей ЮКОСа Юрий Голубев (умер в Лондоне в 2007 году). Представители ЮКОСа говорили, что им нужен «компетентный человек» в сложной ситуации, в которой оказалась компания, вспомнил свидетель. На тот момент ЮКОСу уже была предъявлена первая партия многомиллиардных налоговых претензий и в суде разбирались новые иски налоговиков. Геращенко, по его словам, посоветовался с уважаемыми им представителями Минфина РФ, которые сказали, «что претензии к компании в основном базируются на современной интерпретации законодательства, в котором было много дырок, которыми пользовались все крупнейшие нефтяные компании в России».

Согласовывалась ли его кандидатура с Ходорковским, Геращенко не знает. Но для администрации президента, по его информации, его назначение «было шоком».

«Прежний замглавы АП Виктор Иванов тогда позвонил в ЦБ бывшему помощнику Геращенко и сказал: «Куда он идет? Он идет не туда!», — рассказал свидетель.

На следующий день после избрания Геращенко председателем совета директоров ЮКОСа в компанию пришли судебные приставы и ОМОН числом 50 человек. Они изымали документы. Геращенко пошел в службу судебных приставов, заверил ее руководство, что ЮКОС будет исполнять решение суда, хотя и не согласен с ним, и предложил взять в обеспечение акции компании «Сибнефть», принадлежавшие ЮКОСу.

«Они посоветовались и сказали, что нет, акции «Сибнефти» они продавать не собираются. А потом появилось сообщение, что на торги будет выставлен «Юганскнефтегаз» (основной добывающий актив ЮКОСа), что являлось прямым и грубым нарушением закона», — заявил Геращенко.

По словам свидетеля, как частный гражданин, он надеялся, что после того, как крупнейший актив ЮКОСа достался государственной «Роснефти», цены на бензин на автозаправках снизятся. «Но этого не произошло», — пошутил свидетель.

После общения с приставами Геращенко, который понимал, что в ЮКОСе надеются на его контакты во власти, позвонил в приемную прежнего президента Владимира Путина. Ему сказали, что нужно обращаться к Дмитрию Медведеву — тогдашнему главе АП. Геращенко звонил ему две недели, но так и не застал на рабочем месте. Удалось встретиться только с его заместителем Игорем Шуваловым. Ему свидетель передал новое предложение по выплате налоговых претензий ЮКОСа: группа МЕНАТЕП — держатель контрольного пакета акции ЮКОСа — предлагала передать эти акции в распоряжение компании. По расчетам акционеров, стоимости акций должно было хватить для погашения всех налоговых недоимок ЮКОСа. «Мы же не знали, что будут начислены двойные штрафные проценты», — пояснил свидетель. Шувалов, по его словам, пообещал рассмотреть предложение ЮКОСа, но в судьбе компании это ничего не изменило.

Со своей стороны, бывший премьер-министр Канады Жан Кретьен встречался по поводу ЮКОСа с Путиным, но экс-президент, по словам Геращенко, сказал, что он «вне этого дела», и предложил юкосовцам написать премьер-министру Михаилу Фрадкову. «Что мы и сделали. Но никакого ответа не получили», — сказал Геращенко.

Покупку «Юганскнефтегаза» неизвестной «Байкалфинансгрупп» с немедленной перепродажей актива «Роснефти» Геращенко охарактеризовал как «явную инсценировку, на наш взгляд».

Суть налоговых претензий к ЮКОСу свидетель описал как «неправильную уплату налогов, вследствие чего оказывалось давление на аудиторов, которые в течение многих лет выдавали заключения о деятельности компании». «Хотя непонятно, куда в те же годы смотрели налоговики, какова компетенция этих товарищей», — отметил Геращенко.

Отзыв всех аудиторских заключений PricewaterhouseCoopers в отношении ЮКОСа, по версии бывшего главы ЦБ, был напрямую связан с угрозой непродления аудиторам лицензии на работу в России на 5 лет.

На вопрос прокурора Валерия Лахтина о том, кто ему объяснил, что компания «хочет остаться и работать в России», Геращенко отшутился, что это был «Господь Бог».

«Я с ним общаюсь, вы знаете», — отметил свидетель. «Несомненно», — согласился прокурор.

Отношения между Геращенко и прокурором так и не сложились. Лахтин, в частности, счел «доказательством необъективности» свидетеля его слова о том, что аргументы аудиторов PricewaterhouseCoopers «яйца выеденного не стоили», а также о том, что обвинения в адрес Ходорковского и Лебедева в хищении всей нефти ЮКОСа являются «чушью собачьей».

Судья по традиции безуспешно пытался докричаться до прокурора, но Геращенко утихомирил Лахтина самостоятельно. «Чего он врет? Я всю жизнь не врал, ни в американском суде, ни в гонконгском. А еще полковник!» — обратил внимание Геращенко в ответ на одно из выступлений прокурора.

«Я считаю, что это неправомерное предъявление, так как тогда (если бы были такие крупные хищения нефти) ЮКОС не считался бы первой компанией в России на протяжении как минимум трех лет, опередив «ЛУКойл». И иначе бы ExxonMobil не предлагала бы за пакет ЮКОСа $40 млрд. А уж они-то изучали все до конца», — обосновал Геращенко.

Прокурор на некоторое время сник, но позже замучил Геращенко вопросами лично-финансового характера. Он заставил свидетеля назвать сумму своей зарплаты в ЮКОСе и неотступно интересовался по поводу $7 млрд, которые, как ему казалось, находились на счетах иностранной компании «Британи». Лахтин был уверен, что Геращенко должен был «принять меры к тому, чтобы эти деньги поступили на счета ЮКОСа». Прокурор так увлекся, что обвинил свидетеля в неисполнении своих должностных обязанностей, хотя Геращенко много раз пояснял, что ничего такого в его обязанности не входило, а защита и подсудимые утверждали, что Лахтин «вообще не понимает» сути документа, который предъявляет свидетелю.

Тогда Геращенко предложил прокурору «подать на него в суд» за плохую работу и сказал, что не обижается на обвинителя, «потому что меня всю жизнь в чем-нибудь обвиняют». Лахтин в пылу борьбы со свидетелем выкрикнул коронное: «Это еще надо разобраться, с какой целью он пришел сюда», — но тут вопросы у обвинения закончились.

Ходорковский уточнил, не получал ли Геращенко как председатель совета директоров заявлений о хищениях нефти от нового менеджмента ЮКОСа, получил отрицательный ответ, и свидетеля отпустили.

По окончании допроса Геращенко сказал журналистам, что считает исход нового дела ЮКОСа предрешенным «до тех пор, пока у власти в стране находятся такие мощные личности». Изменить ситуацию может только позиция международного суда по правам человека, считает экс-глава совета директоров ЮКОСа.

Новости и материалы
Вместе с 12-м фигурантом дела о теракте в «Крокусе» задерживали его брата
Шашлыки оказались не главной ассоциацией россиян с майскими праздниками
В Израиле сообщили о попытках Нетаньяху помешать возможному ордеру МУС
В России предложили провести эксперимент по маркировке сухариков
Украинских депутатов, экс-генпрокурора и телеведущих переобъявили в розыск
Воздушную тревогу объявили в двух регионах Украины
Новое предложение о заложниках должно принести «долгосрочное спокойствие» в Газу
Британия планирует создать собственные гиперзвуковые ракеты
Отряды «Хезболлы» обстреляли базу ВВС Израиля
Назначено заседание по иску «Газпром экспорта» к словацкой компании ZSE Energia
Суббота в Москве стала самым «мокрым» 27 апреля за последние 75 лет
Стало известно, за счет чего «Локомотив» может переиграть «Спартак»
В пригороде Днепропетровска прогремел взрыв
Названы основные правила, как безопасно похудеть к лету
Патриарх Кирилл счел «карательной мерой» Украины арест митрополита Арсения
Четыре украинских БПЛА уничтожены над одним из районов Брянской области
Зеленский потребовал от Запада еще больше систем Patriot
Булыкин назвал условие, при котором Слишкович останется главным тренером «Спартака»
Все новости