Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Республиканец Коми

Барак Обама предложит на пост главы ФБР любимого демократами республиканца Джеймса Коми

Новым главой ФБР, вероятно, станет бывший замгенпрокурора США Джеймс Коми. Несмотря на то что Коми — республиканец, он пользуется уважением демократов за отказ узаконить жесткие антитеррористические инициативы администрации Буша-младшего в середине 2000-х. Однако его утверждение может встретить противодействие со стороны его же однопартийцев в сенате: в конце февраля они также с большим трудом, после нескольких недель парламентской обструкции, согласились с назначением на пост министра обороны другого республиканца Чака Хейгела.

Новым главой ФБР, судя по всему, станет 52-летний бывший замгенпрокурора США Джеймс Коми. На этом посту он сменит Роберта Мюллера, который возглавил ФБР еще при Буше-младшем — ровно за неделю до терактов 11 сентября 2001 года. Как ожидается, Мюллер покинет свой пост 4 сентября.

По некоторым данным, Обама определился с кандидатурой Коми на пост главы ФБР еще в апреле, но началу слушаний по нему помешал теракт в Бостоне.

Джеймс Коми занимал должность замгенпрокурора США еще при президенте Джордже Буше-младшем. До этого он работал прокурором по Южному округу Нью-Йорка, который считается одной из главных площадок борьбы с терроризмом, организованной преступностью и наркотрафиком в США. Еще раньше Коми был помощником генпрокурора США по Восточному округу штата Вирджиния, и на этом посту он принял участие в расследовании теракта в Хобар-Тауэрс — атаки на объект армии США в Саудовской Аравии в 1996 году, в результате которой погибли, по разным данным, от 17 до 19 американских военнослужащих.

Наиболее известен Джеймс Коми своим отказом в 2004 году сертифицировать правовые аспекты внутреннего наблюдения в целях соблюдения национальной безопасности, предложенные администрацией Джорджа Буша-младшего.

Это решение Коми принял в период исполнения обязанностей генпрокурора США (главы министерства юстиции), когда занимавший этот пост Джон Эшкрофт попал в больницу с панкреатитом. Именно за этот отказ Коми полюбили многие демократы, выступавшие против программы внутреннего наблюдения. Получив от Коми отказ, старший чиновник Белого дома Альберто Гонсалес и глава аппарата Буша-младшего Эндрю Кард поехали в больницу уже к самому Эшкрофту и попытались убедить его подписать документ, но тот также отказался это сделать, сославшись в том числе на то, что в данный момент обязанности генпрокурора официально возложены на Коми. Разговор происходил непосредственно в палате интенсивной терапии, где находился на тот момент Эшкрофт.

В итоге, когда Эшкрофт и Коми, а вместе с ними и тогдашний глава ФБР Роберт Мюллер пригрозили Джорджу Бушу-младшему отставками в случае сертификации документа, президент вынужден был отступить, и через три недели вышедший на работу Эшкрофт подписал документ в том виде, в каком он устраивал министерство юстиции.

Спустя три года на слушаниях в юридическом комитете сената Коми признался, что события в палате Эшкрофта были, «вероятно, наиболее трудной ночью в моей профессиональной жизни».

В 2005 году Коми вновь стал «героем демократов», когда он, хоть и безуспешно, пытался ограничить использование жестких тактик допроса подозреваемых в терроризме, в частности утопления, которое демократы расценивали как пытку.

В том же году Коми покинул министерство юстиции и до 2010 года работал генеральным юрисконсультом аэрокосмического гиганта Lockheed Martin. С 2010-го по 2013 год он работал в инвестфонде Bridgewater Associates, а совсем недавно стал старшим научным сотрудником юридической школы Колумбийского университета, где читает лекции. Кроме того, с этого года Коми является членом совета директоров банка HSBC.

Эксперты говорят, что Барак Обама остановил свой выбор на члене Республиканской партии в качестве главы ФБР, чтобы оно поддержало его кандидатуру на фоне столь тяжело прошедших через сенат назначений на другие высшие посты. Однако и в этом случае Обаме, видимо, все-таки не удастся избежать трудностей, так как

лидер республиканской фракции в юридическом комитете сената Чак Грассли уже заявил, что у него есть вопросы к Коми. По его мнению, будущий глава ФБР, в период экономического кризиса работавший в хедж-фонде, должен помочь в расследовании уголовных дел против своих бывших коллег с Уолл-стрит.

Если кандидатура Коми будет одобрена, то он станет уже вторым республиканцем на ключевом посту в сфере национальной безопасности в нынешней администрации Обамы. Назначенный три месяца назад министром обороны США Чак Хейгел тоже является республиканцем. Кстати, несмотря на это, его утверждение на пост министра прошло с очень серьезными трудностями.

Кандидатура главы ФБР, как и кандидатуры министров и глав других федеральных ведомств США, утверждаются сенатом. В этой палате парламента большинство сейчас имеют демократы, но оно является недостаточным для того, чтобы они могли одобрить какую-либо кандидатуру простым большинством вне зависимости от позиции республиканцев. Согласно законодательству США, если разрыв между представительствами партий в сенате невелик (а сейчас он именно таков), то партия меньшинства (в данном случае это республиканцы) имеет право парализовать работу сената, взяв слово и не давая вынести на голосование тот или иной вопрос.

Такой паралич наступал в сенате уже как минимум дважды за последние несколько месяцев: при утверждении Джорджа Бреннана и Чака Хейгела главами ЦРУ и Пентагона соответственно. В ходе утверждения Бреннана пользующийся популярностью сенатор от Республиканской партии Рэнд Пол даже прибегнул к тактике бесконечной речи, которую в 1929 году отразил в своем культовом фильме «Мистер Смит едет в Вашингтон» режиссер Фрэнк Капра. Рэнд Пол, правда, продержался меньше героя Капры: ему удалось отсрочить утверждение Бреннана главой ЦРУ лишь приблизительно на 12 часов.

Джеймсу Коми предстоит возглавить ФБР в момент, когда бюро находится под пристальным вниманием общественности из-за скандалов с прослушиванием телефонных разговоров журналистов Associated Press и получением доступа к электронной почте одного из репортеров Fox News. Многие сейчас также предъявляют ФБР претензии за отсутствие должной реакции на предупреждения российской стороны о потенциальной опасности будущего организатора теракта в Бостоне Тамерлана Царнаева. Помимо всего прочего дополнительное внимание к ФБР приковано в связи с участием бюро в расследовании нарушений в налоговом управлении, в ходе которых внеочередным проверкам подвергались политические оппоненты Барака Обамы.

Новости и материалы
Гладков назвал число раненых при обстреле ВСУ в Шебекино
Самокатчик на велопараде в Москве лоб в лоб столкнулся с велосипедистом
Ирак окажет помощь в поисках вертолета президента Ирана
В театре Маяковского отменили спектакль с Немоляевой
Американка отказалась играть с россиянкой спустя 18 минут после начала матча
Пользователи жалуются на сильно желтые экраны новых iPad Pro
Уехавший из России Бурковский появился на Каннском кинофестивале
Samsung придумала, как решить одну из главных проблем складных смартфонов
Власти Одессы сообщили о взрыве
Слишкович признался, что не до конца доволен своей работой в «Спартаке»
Все силовые структуры Ирана занялись поисками вертолета президента страны Раиси
В Instagram президента Ирана появился пост с просьбой помолиться за него
Появилось видео ударов ВС РФ по скоплению техники и живой силы ВСУ под Авдеевкой
Apple защитила миллиарды долларов пользователей своей техники от мошенников
Жена Носкова ответила на слухи об ухудшении здоровья артиста
В Белгороде произошли два взрыва
Tehran Times опровергло свою новость о созыве ВСНБ Хаменеи
Светлану Немоляеву экстренно госпитализировали в Москве
Все новости