Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Латвия отгородится от Белоруссии стеной

Латвия построит стену, чтобы избежать потока мигрантов из Белоруссии

Премьер-министр Латвии рассказала местному телевидению о том, что правительство страны сейчас рассматривает возможность строительства стены на границе с Белоруссией. Непосредственная причина — участившиеся случаи перехода с белорусской территории в Латвию, члена Евросоюза, нелегальных мигрантов. Белоруссия в данном случае оказалась транзитной страной для сотен беженцев.

Премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма в интервью Латвийскому телевидению рассказала, что в рамках противодействия нелегальной миграции ее страна может возвести заграждение на границе не только с Россией, но и с Белоруссией. По ее словам, за последнее время заметно выросло количество случаев, когда мигранты незаконно проникали на территорию Латвии через границу с Белоруссией (ее протяженность составляет 172,9 км).

«Это вызывает опасения не только с точки зрения охраны границы, но и заставляет думать о создании какого-то нового пути, по которому беженцы проникают в ЕС, — цитирует премьера латвийское информагентство Leta. — Уже две группы [нелегальных мигрантов] пришли из Беларуси. Многие европейские государства строят заборы, и это может быть возможным решением. Венгрия построила забор на границе с Сербией и хочет сделать то же самое на границе и с другими странами. Хорватия думает о возведении забора. Поэтому проникнуть в ЕС через эти страны станет сложнее».

Как сказала глава правительства Латвии, на первом этапе такой забор может быть построен на самых «проблемных» участках границы с Белоруссией — то есть тех, которые чаще всего используются контрабандистами и проводниками нелегалов.

«Это будет забор с третьими странами. Гораздо страшнее, если мы начнем строить заборы внутри Европы», — резюмировала г-жа Страуюма.

Нелегальные мигранты, попавшие в Латвию, помещаются в так называемый центр расселения в Муцениеках. Если их в дальнейшем не экстрадируют и позволяют остаться в стране, то выплачивают пособие и дают разрешение на поиск работы в городах Латвии. Однако сейчас в стране обсуждается вопрос снижения этого пособия до уровня ниже 256 евро в месяц на человека.

Инцидент с задержанием двух крупных групп нелегальных мигрантов, о котором упомянула премьер Латвии, действительно имел место и сильно озадачил пограничников двух стран. Пресс-секретарь Госпогранкомитета Белоруссии Александр Тищенко прокомментировал это так: «Обе группы беженцев — из Ирака. В одной было 28 человек — из них 15 детей, в другой — 29 человек. Они были обнаружены недалеко от латвийско-белорусской границы. Вопрос в том, как они туда попали: ни на нашей, ни на латвийской стороне не обнаружено признаков пересечения границы. Даже если предположить, что они шли «след в след», должна была остаться тропа».

По словам Тищенко, потоки незаконной миграции в ЕС через Белоруссию в последнее время возросли. При этом для сопровождения групп беженцев, направляющихся через Россию и Белоруссию в страны Евросоюза, в качестве проводников все чаще используются граждане России и Латвии — жители латвийского приграничья.

«Даже если предположить, что эти 57 человек действительно попали в Латвию из Беларуси, то такой поток беженцев просто несоизмерим с количеством тех же беженцев, которое Латвия может получить, когда по странам ЕС будут распределять мигрантов в рамках обсуждаемых сейчас Евросоюзом квот, — говорит аналитик проекта BIPART Инна Ромашевская. — Как мне думается, премьер-министр Латвии так просто пытается успокоить электорат, встревоженный общей проблемой мигрантов в странах ЕС. Лучший способ для этого — педалировать тему опасности со стороны России, а Беларусь в данном случае «попалась под руку» по причине действительно произошедшего недавно инцидента с мигрантами. Ну и, наконец, никто пока не отменял ведомственные интересы, связанные с освоением бюджета на оборудование границы».

Действительно, в Латвии уже не впервые говорят о необходимости укреплять границы с Россией и с Белоруссией. Так, в марте 2015-го министр внутренних дел Латвии Рихардс Козловскис рассказал о планах создания новой пограничной линии со странами, не входящими в ЕС.

Эта линия, шириной 12 м, должна быть оборудована современными системами безопасности, видеокамерами и сенсорами. Задача специального технического оснащения — увеличить скорость реакции погранслужбы на возможные угрозы.

Оценочная стоимость этого проекта --15 млн евро. Однако пока финансирование выглядит более скромным: в 2015-м в Латвии на проект обустройства восточной границы выделено 0,5 млн евро, бюджет на 2016 год — более 3 млн евро. Однако сейчас в Латвии не скрывают, что благодаря кризису, который разразился в Европе из-за наплыва беженцев, они рассчитывают на резкое увеличение финансирования Брюсселем проектов, задача которых — закрыть от беженцев восточные рубежи ЕС.

Между тем строительство Латвией (а вероятно, и Литвой) стены на границе с Белоруссией, несомненно, возмутит официальный Минск. Что чревато для них серьезными экономическими последствиями, поскольку их экономики в значительной степени зависят от отношений с Белоруссией.

Белорусские компании активно используют прибалтийские порты для транзита различных экспортных грузов, прежде всего продуктов нефтепереработки, калийных и азотных удобрений, древесины и металлопроката. Везти груз из Белоруссии в порты Клайпеды и Риги намного выгоднее, чем до российских или украинских морских гаваней.

Для Латвии Белоруссия — второй по значимости «транзитный» партнер после России. Белорусские грузы составляют 12–15% от общего грузооборота транспортной системы страны. Сейчас Латвия пытается нарастить белорусский грузопоток в порты Риги и Вентспилса, а в Рижском порту готовы создать все условия для приема белорусских нефтепродуктов, модернизировать и расширить имеющиеся перевалочные мощности.

Для латышей это особенно важно, учитывая что российская «Транснефть» заявила о своих планах по переводу транзита нефтепродуктов из латвийских портов в отечественные морские гавани Новороссийска, Усть-Луги и Приморска. Теперь белорусское госпредприятие «Белорусская нефтяная компания» собирается купить терминал для перевалки жидких грузов в Рижском свободном порту.

В Литве тоже время от времени обсуждают строительство стены на границе с Белоруссией, но официально эти планы не сообщают — экономика Литвы зависит от белорусского транзита намного сильнее, чем экономика Латвии.

Доля белорусского грузопотока в общей структуре перевалки через Клайпедский порт составляет 35% и постоянно растет. Белорусское госпредприятие «Беларуськалий» (крупнейший производитель калийных удобрений в мире) через Клайпеду отгружает на экспорт около 90% своей продукции.

Кроме того, белорусы обеспечивают, по некоторым оценкам, до 50% товарооборота вильнюсских магазинов. Дело в том, что очень многие минчане практически каждые выходные ездят в Вильнюс, чтобы купить там дешевые и качественные продукты или потребительские товары либо просто погулять по старинному городу и посидеть в местных ресторанах. Причина популярности такого «туризма выходного дня» в том, что Вильнюс ближе к Минску (165 км), чем любой из областных центров самой Белоруссии.

Два года назад Литва уже пыталась построить стену на границе с Белоруссией. Правда, тогда в роли нелегальных мигрантов выступали дикие кабаны.

На тот момент в Белоруссии была эпидемия африканской чумы свиней (АЧС), и литовцы опасались занесения на свою территорию вируса АЧС дикими животными. До реального строительства стены дело тогда не дошло — все ограничилось дезинфекцией туристов на границе и действующим до сих пор запретом провозить с собой любые мясные продукты, вплоть до бутербродов с колбасой.

«Для Беларуси строительство стены на границе с ЕС — плохой знак, это означает, что мы уже не являемся гарантией их безопасности от вторжения Российской армии в Европу. Ситуация еще могла измениться в нашу пользу, если бы на прошедших выборах был цивилизованный подсчет голосов, тогда ни у кого в ЕС не возникли бы сомнения во «всенародной поддержке» переизбранного президента», — говорит белорусский политик и предприниматель, бывший политзаключенный Андрей Климов.

По его словам, это дало бы Лукашенко не только карт-бланш на реформы во время кризиса, но и служило бы веским основанием для его заверений о том, что Белоруссия не будет втянута в войну ни с Украиной, ни с НАТО. «На деле реальный расклад таков, что у него даже нет 50% голосов избирателей. Это делает его игрушкой в руках Путина, — замечает Климов. — Поэтому сам факт строительства этой стены для нас, белорусов, предостережение — таким образом европейцы дают нам понять, что следующим объектом присоединения к РФ станет наша страна».

Новости и материалы
Зеленский подтвердил наступление ВС РФ на Харьков
Владельца упавшего в Мойку автобуса оштрафовали на ₽400 тысяч
Мишустин рассказал депутатам о росте доходов населения
Володин сравнил доходы России от сельского хозяйства и продаж оружия
Sony до конца весны объявит дату выхода God of War Ragnarok на ПК
Стало известно, что болезнь Лайма могла выйти из биолабораторий США
Для москвичей проезд до кладбищ на православные праздники сделают бесплатным
Украинский беспилотник сбили над Белгородской областью
В Новосибирске расселили жителей треснувшего дома
Зеленский раскритиковал западных союзников за медленное предоставление помощи
Выросло число погибших в ДТП с утонувшим автобусом в Петербурге
Свищев заявил, что WADA пытается отговорить атлетов от участия в Играх дружбы
Назван объем оборота торговли через маркетплейсы в России
Мишустин назвал сроки перехода на автоматическое предоставление федеральных мер поддержки
Житель российского региона выиграл 607 миллионов рублей в лотерее
Еще один человек погиб в результате падения автобуса в Мойку
В Петербурге завершили спасательные работы на месте падения автобуса в реку
Лошадь, застрявшую на крыше дома во время наводнения в Бразилии, спасли
Все новости