Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дружба с Турцией и новый удар в спину

Почему восстановление отношений с Турцией прибавило проблем Израилю и России

Одновременно с Россией после долгой паузы с Турцией восстановил отношения и Израиль. Однако, в отличие от Москвы, Иерусалим не выглядит безусловным победителем в этой ситуации. Почему восстановление израильско-турецкой дружбы добавит проблем не только Израилю, но и России, разбиралась «Газета.Ru».

На уходящей неделе договор о восстановлении отношений между Израилем и Турцией начал давать первые плоды. Они оказались далеко не такими позитивными, как результат нормализации контактов Москвы и Анкары.

О дипломатических прорывах на обоих направлениях изначально стало известно 27 июня. Тогда Кремль обнародовал текст письма президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с извинениями за сбитый в прошлом ноябре в Сирии Су-24. Одновременно премьер Израиля Биньямин Нетаньяху и президент Эрдоган провели совместную пресс-конференцию в Риме, на которой объявили об урегулировании другого инцидента — штурма израильским спецназом турецкого корабля Mavi Marmara, который в 2010 году пытался прорвать блокаду сектора Газа.

Урегулирование российско-турецкого конфликта привело к восстановлению отечественного туристического потока в Турцию, а также расширению контактов двух стран по Сирии. Израильско-турецкая сделка, между тем, привела не только к позитивному эффекту, например, восстановлению торговых отношений двух мощнейших экономик Средиземноморья.

Соглашение разморозило несколько важных региональных политических конфликтов, которые в будущем могут ударить не только по двум странам, но в том числе и по России.

7 июля Верховный суд Израиля отклонил все апелляции по пересмотру соглашения с Турцией. Таким образом, упомянутые «новые старые» конфликты становятся безусловным фактором ближневосточной и средиземноморской политики.

Другой удар в спину

Первый конфликт связан с сектором Газа, который находится в израильской блокаде. После нормализации отношений Израиль позволит Турции направить гуманитарную помощь на эту палестинскую территорию, а также построить здесь больницу, электростанцию и водоочистительный комплекс. Однако главное требование Анкары Иерусалим все-таки не выполнил: блокада Газы снята не будет.

Это дает повод для критики в адрес как Нетаньяху, так и Эрдогана. Соперники первого утверждают: турецкая помощь в секторе Газа предназначена террористам из радикального движения ХАМАС, боевики которого периодически обстреливают территорию Израиля. Тем более что в турецко-израильском соглашении прописано право Анкары переводить деньги на гуманитарные нужды в банки сектора Газа. А это, по мнению скептиков, фактически легализует финансирование терроризма для Эрдогана, так как эти финучреждения связаны с ХАМАС.

Критики Эрдогана, в свою очередь, напоминают, что снять блокаду с Газы было одним из важнейших его обещаний.

Теперь же выясняется, что президент Турции готов идти навстречу еврейскому государству и позабыть о своем имидже защитника исламских ценностей. Представители ХАМАС уже назвали нормализацию на нынешних условиях ударом в спину со стороны Анкары.

Анкара и Иерусалим разорвали отношения как раз на этой почве. В 2010 году турецкое судно Mavi Marmara с правозащитниками на борту и во главе так называемой «Флотилии свободы» пытались прорвать блокаду сектора Газа. Требования израильских пограничников «Флотилия» игнорировала. В итоге произошел штурм Mavi Marmara, который завершился трагически для девятерых граждан Турции и одного американца турецкого происхождения.

В конце июня Иерусалим согласился на принесение извинений семьям пострадавших и выплату $20 млн в качестве компенсации.

Еще одна проблема для Израиля — вероятное охлаждение отношений с официальным Каиром, который с большим беспокойством наблюдает за Турцией.

«Анкара активно расширяла контакты с предыдущим правительством исламистского движения «Братьев-мусульман» (организация запрещена в России), которое было свергнуто военными во главе с нынешним президентом Египта Абдул-Фаттахом ас-Сиси, — рассуждает в беседе с «Газетой.Ru» Зеэв Ханин, профессор израильского Университета Бар-Илан. — В Каире, по идее, должны без восторга отнестись к получению Эрдоганом «особого статуса» в секторе Газа. Этот район воспринимается египтянами ресурсным центром террористической инфраструктуры, действующей на Синайском полуострове». Нынешний египетский режим видит в исламистских радикальных движениях главную угрозу своему существованию.

Объяснить Москве

Третий размороженный конфликт связан с потенциальным газовым контрактом между Израилем и Турцией, который ударяет по интересам России.

На сегодняшний от 30 до 50% газа, потребляемого в Турции, приходит из России. «Теперь же у Анкары и Иерусалима появляются все возможности возобновить переговоры о поставках газа из Израиля в Турцию, а из Турции — во всю Европу, — рассказал «Газете.Ru» Эли Нахт, советник вице-спикера кнессета и бывший стратегический советник партии Либермана «Наш дом — Израиль» (НДИ). — Но все это, вероятно, не произойдет так быстро, учитывая настоящий объем российских газовых поставок». По его мнению, Россия будет делать все возможное, чтобы предотвратить реализацию израильско-турецкого проекта.

У проекта уже появилась первая преграда. Это позиция греческого Кипра, чья финансовая система еще с 1990-х годов во многом зависит от российских денег (не менее трети депозитов на Кипре приходится на граждан РФ). 5 июля Никосия заявила, что будет против прохождения израильско-турецкого газопровода через его территорию. Между греческим Кипром и Турцией с конца 1970-х годов существует территориальный конфликт: турецкие ВС удерживают под своим контролем северную часть острова, которая называет себя Республикой Северного Кипра.

Впрочем, далеко не факт, что газовый контракт расколет союз Израиля и России, который в текущем году только укреплялся. По мнению Зеэва Ханина, есть признаки того, что Москва и Иерусалим скоординировали двустороннее улучшение отношений с Турцией.

По мнению собеседника «Газеты.Ru», об этом говорит не только подозрительное совпадение, что нормализация произошла практически день в день.

На встрече израильского и российского лидеров в прошлом месяце Путин уже выразил желание России принять участие в разработке запасов газа. Это прозвучало как шутка, но очевидно, что Кремль в курсе газовых переговоров в Средиземноморье и не придает этому большого значения.

«Кроме того, Москва и Иерусалим, очевидно, решили, что все потенциальные конфликты, которые могут возникнуть после восстановления контактов с Турцией, со стратегической точки зрения гораздо менее опасны, чем отсутствие координации с Анкарой перед лицом больших общих угроз на Ближнем Востоке, включая ситуацию с Сирией и Ираном», — считает Ханин.

Новости и материалы
Неймар пожелал удачи Фьюри в поединке с Усиком
В Британии назвали ошибкой высылку из страны военного атташе России
В Петербурге суд арестовал активы немецкого Коммерцбанка на €94 млн
На Украине тестируют электронную очередь в военкомат
Айза пожаловалась, что не может отдалиться от Гуфа и Анохина
Во Франции рассказали об отчаянном шаге Киева
Первый запуск пилотируемого космического корабля Boeing Starliner отложили в третий раз
Украинцам за границей повестки пришлют по электронной почте
Наталья Подольская вспомнила, как Слава подарила ей концертный наряд на «Фабрике звезд»
Помощники Трампа готовят крупнейшую депортацию мигрантов из США
«Попа как трамвай»: Лера Кудрявцева рассказала о способе быстро поправиться
Преступник с оттопыренными ушами и желтыми зубами сбежал из колонии в Ярославле
Мать Тимати о его возлюбленной: «Хороший человек»
Ученые выдвинули новую теорию о загадочной природе черных дыр
В коде приложения украинского МО обнаружили строки о школе и домашних заданиях
«Динамо» выразило желание подписать контракт с Джикией
Стали известны подробности ремейка первой части Resident Evil
Число пострадавших при обстреле Скадовска в Херсонской области выросло
Все новости