Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Госдума стала меньше принимать

Депутаты Госдумы по-прежнему создают очень мало законов

Предыдущий созыв Госдумы обвиняли в отсутствии собственной инициативы и штамповке предложений органов исполнительной власти. Новый же созыв претендовал на большую самостоятельность и активность. «Газета.Ru» сравнила, сколько законопроектов правительства и депутатов стали законами за первые две сессии работы двух созывов. Выяснилось, что действующие парламентарии вносят меньше законопроектов и по-прежнему одобряют все инициативы правительства.

С самого начала работы Госдумы седьмого созыва в экспертной среде шли разговоры о том, повысится или нет эффективность обновленного депутатского корпуса. В кулуарах собеседники «Газеты.Ru» даже говорили о том, что новое руководство размышляет о введении KPI для депутатов. Публично же речь шла о более качественной работе над законотворчеством.

По итогам первой сессии Думы, закончившейся в прошлом году, эксперты констатировали, что сравнивать ее итоги с результатами начала работы Думы прошлого созыва не совсем корректно, так как основной повесткой для нынешних народных избранников стал бюджет. Напомним, что парламент прошлого созыва избирался в декабре 2011 года и бюджет на следующий год принимали их предшественники. Работа над ним отвлекала от всех иных направлений деятельности.

Однако на прошлой неделе закончилась уже вторая сессия Госдумы действующего созыва, и показатели в общем и целом уже можно сравнивать. Что и сделала «Газета.Ru».

Все данные взяты из автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности на сайте ГД. При сравнении с Думой предыдущего созыва задавались ограничения поиска. Учитывались только решения, принятые с первого заседания депутатов прошлого созыва и последнего заседания осенней сессии (то есть с 21 декабря 2011 по 21 декабря 2012 года). Что касается Думы текущего созыва, то учитывались законопроекты, внесенные с первого до последнего пленарного заседания первых двух сессий (5 октября 2016 — 21 июля 2017).

Статистика внесенных законопроектов в указанные периоды сопоставима. Всего новым созывом до конца прошлой недели было внесено 1036 законопроектов. В прошлом созыве до последней пленарки 2012 года примерно на 10% больше — 1181.

Правительство эффективней в 10 раз

Всего в текущем созыве правительство инициировало 253 законопроекта. Окончательное решение принято уже по 79 из них. 78 стали законами (30,8%), подписанными президентом и опубликованными в государственном печатном органе. Только один избежал такой участи, будучи отозван инициатором.

Ни одна из законодательных идей правительства, внесенных в текущую Думу, не была отклонена депутатами на пленарном заседании.

Сюда же можно прибавить 39 законопроектов (15,4%), которые уже одобрены Советом Федерации, но пока не подписаны главой исполнительной власти. Еще один пока только зарегистрирован в верхней палате.

Получается, что 135 правительственных законопроектов пока остаются на разных стадиях рассмотрения в Госдуме (53,4%).

В прошлом созыве за первые две сессии правительство внесло 213 законопроектов (несколько меньше, чем в этой). Показатель законопроектов, превратившихся в закон к моменту последнего пленарного заседания 2012 года, чуть выше, но не сильно — 90 (это 42,2% против 47,1%). Один был отозван. Отклоненных на тот момент также не было.

Что же до парламентариев, то в седьмом созыве до конца прошлой недели они успели инициировать 465 законопроектов. Прошлый созыв был сравнительно активней — 547. Из 465 инициатив действующих народных избранников решена судьба уже у 115. В законы при этом превратились только 45 (9,6%). Отклонено — 13, возвращено авторам инициативы — 35, сняты в связи с самоотзывом — 23. В прошлой Думе из 547 законов за год в законы превратились только 22 законопроекта (4,02%).

Самые низкие показатели принятия законопроектов сохраняются у инициатив законодательных собраний регионов. Так, в этом созыве ими было внесено 231 предложение, а законами стали только три. За первый год работы предыдущей Думы их было внесено 313, в законы превратились семь.

Чемпионом по законотворчеству остается президент РФ. От его имени в этом созыве в Думу было внесено 35 законопроектов, из которых 27 уже стали законами. Еще семь из них уже одобрены Советом Федерации. В первый год работы нарышкинской Думы в законы превратились все 32 внесенных президентом законопроекта.

О чем говорят цифры

Данная статистика не учитывает, насколько значительно корректировались депутатами правительственные инициативы. Однако показательно, что по-прежнему именно главный исполнительный орган власти РФ является наиболее эффективным законотворцем. Депутаты в гораздо меньшей степени генерируют законодательную повестку. Кроме того, законодательная власть никогда не идет на прямой конфликт с исполнительной.

Руководством Думы в этом созыве была реализована дополнительная процедура публичных слушаний, добавляющая дополнительный этап, на котором теоретически могут появиться поправки. При прохождении наиболее резонансных инициатив приглашаются сторонние эксперты и представители тех слоев общества, которых обсуждаемый закон может лично затронуть. Впрочем, политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман не считает это новшество значительным.

«Дума и ее председатель получают дополнительную дозу внимания медиа, но на выходе это не ведет к блокированию какой-либо резонансной инициативы», — считает специалист.

Шульман указывает, что каких-то радикальных изменений в работы этой Думы пока не видно. Например, вспомнить, когда в течение нового созыва какой-то правительственный проект отклонили или хотя бы переписали до неузнаваемости, нельзя.

«Действительно, есть некоторое сокращение числа принятых законопроектов, но по сравнению с 2016 предвыборным годом, и нельзя сказать, что оно существенное. То же самое и со скоростью прохождения законопроектов. Замедление есть, но не радикальное», — констатирует эксперт.

При этом нельзя сказать, что думское руководство декларирует одно, а делает противоположное или вообще не делает ничего. Эксперт отмечает, что и за сами правильные декларации уже стоит сказать спасибо, а само движение в этом направлении происходит, хотя и медленно.

Присутствует более размеренное, вдумчивое рассмотрение законопроектов, как и отказ от практики принятия проектов в первом чтении и в целом (минуя стадию второго чтения) или во втором и третьем чтении в один день. Но при этом Шульман вспоминает, что ужесточение наказания за доведение до самоубийства было принято в рекордные сроки, притом что буквально накануне вступил в силу закон, ужесточающий санкцию по этой статье УК.

«И это после всех разговоров о том, как важна стабильность законодательства, особенно кодексов — основ нашей правовой системы», — посетовала эксперт в разговоре с «Газетой.Ru».

«Проблема в том, что в парламентах мира политическая повестка рождается за счет межпартийной конкуренции — соперничества фракций, — рассуждает собеседница «Газеты.Ru». — А у нас ее нет, так как у «Единой России» в Думе сверхбольшинство». Шульман считает, что в сложившейся ситуации парламенту остается бороться за усиление своих полномочий.

Например, в следующие годы работы Думы возможны более выраженные противоречия с правительством, особенно его финансово-экономическим и социальным блоком, как публичные, в ходе обсуждений бюджетов, так и непубличные.

«Возможно, Думе стоило бы реанимировать какие-то свои спящие полномочия. Например, практику парламентского расследования или контроль парламента над исполнением бюджета посредством Счетной палаты», — предлагает эксперт.

Впрочем, в предыдущие годы работа парламентских комиссий по расследованию тех или иных происшествий неизменно заканчивалась ничем, а закон о парламентском расследовании так и не был принят. Социолог Валентин Бианки считает, что все-таки совсем нивелировать происходящие статистические изменения не стоит. Они не выглядят революционно, но все же присутствуют.

«Революции с обменами процентами и не могло произойти. Есть устоявшаяся практика. Обмен процентами с правительством означал бы начало войны ветвей власти, как 1995 году, что сейчас невозможно», — считает эксперт. Кроме того, он отмечает падение числа резонансных пиар-инициатив от депутатов, что способствует нормализации публичного образа Думы.

Однако, по мнению Бианки, Дума действительно не стала формальным центром выработки политической повести. Более того, этого даже незаметно в линии позиционирования нижней палаты парламента.

«Прижать всех к ногтю, чтобы они ходили на заседания, выглядит для начала неплохо. Но эта тема не может быть долгоиграющей», — рассуждает Бианки. Ведь если в сознании граждан депутаты по-прежнему ничего не будут делать, то можно будет говорить, что теперь они просто «просиживают штаны» в своих креслах, пусть и в зале пленарных заседаний, добавил эксперт.

Новости и материалы
Харви Вайнштейна госпитализировали после нового витка дела об изнасилованиях
Тренер из ЮАР заявил, что «Стреле» повезло выиграть Суперкубок по регби
Мужчина трижды ударил почтальона ножом, потому что давно не получал писем
На Украине дальнобойщиков снимают с рейсов и отправляют в армию
Сменился глава отделения ВОЗ в России
В ЕС прокомментировали позицию Украины по правам человека
В МИД Италии оценили решение РФ по дочерней компании Ariston
В ФРГ стартовал процесс над готовившими госпереворот «Гражданами Рейха»
Российский боец UFC заявил, что у него в США «едет крыша»
НАТО планирует создать учебные миссии на Ближнем Востоке и в Северной Африке
На Украине мужчинам придется повторно пройти медкомиссию из-за закона о мобилизации
«Во втором раунде команды будут получше»: Панарин оценил разгром «Вашингтона»
В Польше предложили заминировать границу с Россией и Белоруссией
Найден способ излечить двигательное осложнение инсульта
Президенты Чехии и Германии проведут переговоры по ситуации на Украине
Збруев рассказал, как решился в 86 лет сыграть шекспировского Ромео
Стало известно, как Европа решила проблему с российским газом
На границе с Арменией ранен азербайджанский пограничник
Все новости