Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Забальзамированный ужин фараона

Древние египтяне практиковали бальзамирование не только тел умерших фараонов, но и еды

Еда, помещавшаяся в гробницы умерших фараонов Древнего Египта, подвергалась бальзамированию, выяснили ученые. Более того, процесс бальзамирования продуктов питания иногда был более сложным, чем бальзамирование тел людей.

Бальзамирование — метод предотвращения разложения тел людей, применяемый для их сохранения после смерти и насчитывающий не одно тысячелетие. В Древнем Египте превращение тел мертвых фараонов и жрецов в мумии составляло неотъемлемую часть жизни людей, так как культ умерших играл важнейшую роль в древнеегипетском обществе.

Первым мастером бальзамирования считается древнеегипетский бог Анубис, проводник душ умерших людей в царство мертвых. Поначалу мумии были довольно примитивны и представляли собой тела людей, обработанные консервирующими веществами и обернутые в несколько слоев тканей. Искусство бальзамирования постепенно развивалось,

позднее из тел умерших стали извлекать внутренние органы, пустоту заполняли тканью, пропитанной предотвращавшими тление маслами, и благовониями.

В гробницах древних египтян помимо самой мумии находились различные необходимые человеку в царстве мертвых вещи: кухонная утварь, керамические изделия, каменные сосуды. Родственники более богатых людей могли позволить себе класть в гробницу и ценные вещи, такие как мебель и ювелирные изделия. Однако могилы как бедных, так и состоятельных египтян обычно содержали в себе и еду. Сосуды c остатками мяса и птицы находят в захоронениях, датируемых от 3300 года до н.э. до IV века н.э.

Ранее найденная в захоронениях еда не подвергалась серьезному изучению. Исследователи знали, что для сохранности продуктов питания проводилась их дегидратация при помощи соли и соды. Присутствие в сосудах с едой темных отложений говорило о том, что древние египтяне могли использовать бальзамирующие составы для предотвращения тления мяса и птицы, однако этот вопрос не был исследован до настоящего времени.

Ученые Кэтрин Кларк и Ричард Эвершед из Бристольского университета и Салима Икрам из Американского университета Каира изучили полотна ткани, в которые была завернута найденная в древнеегипетских захоронениях еда, а также состав бальзама, которым была пропитана ткань. Образцы для изучения предоставили Британский и Каирский египетский музеи. С результатами работы исследователей можно ознакомиться в журнале PNAS.

Ученые анализировали образцы тканей на содержание некоторых компонентов бальзамирующих составов, таких как пчелиный воск, животные жиры, масла растений, смолы и битум. Изучению подверглись несколько образцов ткани.

Первый из них относится к периоду XXI династии (ок. 1070 года до н.э). Обнаружилось, что ткань носит следы животного жира, который, скорее всего, являлся компонентом пропитывающего состава. Жир не мог попасть на ткань непосредственно от завернутого в нее мяса, так как материя находилась с внешней стороны свертка. Тем не менее

других составляющих бальзамирующих составов обнаружено не было.

Жирные кислоты были найдены и на образце из гробницы жрицы Хенутмехит (1290 год до н.э.). Но в этом случае ученые не были уверены насчет происхождения этих веществ: они могли попасть на ткань как от мяса, так и другим путем.

Однако анализ образцов ткани из могилы прадедушки и прабабушки фараона Тутанхамона (их имена — Yuya и Tjuyu) показал: мясо и птица, помещавшиеся в гробницы фараонов, подвергались бальзамированию. «Обертка» еды носит явные следы тщательно изготовленного бальзама: смесь жиров, масел разного происхождения и, что самое важное, смолы фисташкового дерева.

Состав масел и жиров идентичен составу веществ, использованных при мумификации тел людей.

Смола фисташкового дерева — достаточно дорогое и редко используемое при мумификации вещество. Довольно часто смола употреблялась при совершении религиозных ритуалов, в качестве благовоний в храмах. Исследователи предположили, что

египтяне использовали такое ценное вещество для бальзамирования еды для того, чтобы умерший человек в загробной жизни мог наслаждаться ее улучшенными вкусовыми качествами.

Загрузка