Инопланетян спустили на тормозах

Главные астрономические открытия августа 2015 года

Почему в Солнечной системе есть жизнь, как репрессировали физиков и что предсказал Стивен Хокинг — «Газета.Ru» представляет обзор самых интересных астрономических работ, вышедших в августе.

Что не так с Солнечной системой

Авторы используют статистику, чтобы сравнить нашу Солнечную систему с другими, для того чтобы понять, насколько она специфична.

Выделяется, как и ожидалось, несколько особенностей. Самые главные состоят в том, что у нас нет планет с короткими орбитальными периодами и нет сверхземель.

С другой стороны, Солнечная система не такой уж и урод. Что дает надежды в отношении поиска настоящих двойников Земли, а может быть, и относительно поиска «с кем бы поговорить».

Жаркие, метеорные, наши

Все любят августовские Персеиды. Потому что тепло. Но самые мощные потоки видны зимой. Это Геминиды и Квадрантиды. Квадрантиды — достаточно необычный поток. У него очень короткая продолжительность сильной активности — менее суток. Он появился совсем недавно — менее 200 лет назад.

Кроме того, до недавнего времени было неясно, с каким крупным телом он связан. Обычно мы все лихо говорим, что «метеорные потоки связаны с кометами».

На самом деле многие из них связаны с астероидами. В 2003 году появился и астероид-кандидат для Квадрантид.

Авторы проводят детальное моделирование появления и развития потока.

Получается, что выброс вещества произошел где-то в XVIII веке. Четкой границы между кометами и астероидами нет. Объект 2003 EH1, который сейчас классифицируется как астероид, мог проявлять активность, аналогичную кометной. В результате начиная с 1835 года мы видим на нашем небе заметный метеорный поток.

Стабильная планета, стабильная страна

Хорошая новость: несмотря на хаотическое поведение в Солнечной системе, земная орбита будет стабильна.

Автор провел численное моделирование на масштабе нескольких миллиардов лет.

Печальная судьба ждет только Меркурий, который приобретет еще больший эксцентриситет и в результате или столкнется с Венерой, или упадет на Солнце.

А у нас все будет хорошо.

Скрытая угроза

Авторы представляют данные по длинному событию микролинзирования.

Оценки массы указывают на объект тяжелее 2–3 масс Солнца. Поскольку обнаружить линзу не удалось, то это или нейтронная звезда, или, скорее всего, черная дыра.

Смутное время

Это введение к книге, посвященной жизни Фридриха Хаутерманса и Юрия Гольфанда — двух талантливых физиков, которым довелось жить не в то время не в том месте. А и того и другого в середине XX века хватало.

В основном речь идет о событиях в Советском Союзе от эпохи сталинских репрессий до периода застоя.

От редакции:

Сентябрьский Хокинг

Поскольку август оказался не самым продуктивным на астрономические открытия месяцем, стоит упомянуть и интересную теорию, представленную Стивеном Хокингом. В архиве она появилась в самом начале сентября.

Хокинг, работая с коллегами из Кембриджского и Гарвардского университетов, пришел к выводу, что квантово-механическая информация о материи не исчезает в недрах черной дыры. На встрече, где собрались 32 известных физика-теоретика из разных стран, Хокинг заявил, что эта информация кодируется в двухмерную голограмму у границы черной дыры — в горизонте событий.

Согласно современным представлениям, черные дыры — это формально гипотетические сверхплотные объекты, чью гравитацию не могут покинуть даже фотоны света, образующиеся при коллапсе звезд.

В 1975 году Хокинг разработал теорию, согласно которой черные дыры могут испаряться за счет постоянного рождения у ее границ элементарных частиц, преимущественно фотонов. Сначала Хокинг считал, что это излучение не несет информации из недр черной дыры, но в 2004 году допустил такую возможность.

Новая гипотеза ученого гласит, что излучение Хокинга может содержать часть информации, хранящейся у горизонта событий, и вырываться из окрестностей черной дыры — правда, в «бесполезном, хаотичном виде».