Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»

Исследование: в США христиане считают, что бедняки сами виноваты

Половина христиан считает, что в нехватке денег виноваты лишь сами бедняки, а большинство атеистов склонно винить внешние факторы. Об этом и других различиях религиозных и нерелигиозных людей рассказывает «Газета.Ru».

Христиане в два раза чаще атеистов и агностиков считают, что если человек испытывает финансовые проблемы, то это его вина. Данные были собраны специалистами благотворительной организации Kaiser Family Foundation, занимающейся преимущественно решением проблем здравоохранения.

Всего проведенный организацией онлайн-опрос прошли более 1,5 тыс. американцев.

Наиболее радикально к беднякам отнеслись евангельские христиане: среди них 53% отметили, что в своей бедности человек виноват сам. 51% католиков также сочли, что бедняки просто не прикладывают достаточно усилий, чтобы стать богаче.

При этом лишь 31% атеистов и агностиков полагают, что вина за нехватку денег лежит исключительно на самом человеке. Остальные же считают, что невозможно контролировать все факторы, влияющие на финансовое благополучие — корень проблемы может находиться и за пределами возможностей человека.

Как отмечают религиоведы, такой разброс мнений может быть связан с отношением к беднякам в Библии. Так, например, во Втором послании к фессалоникийцам сказано: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

«У христиан существует тенденция понимать нищету как нечто связанное с безнравственностью, нежеланием работать, семейными неурядицами, непродуманным подходом к финансам. Христианское мировоззрение подразумевает, что бедность обусловлена грехом — в Эдемском саду, например, бедности не было», — поясняют специалисты.

Атеисты же, как считают исследователи, подходят к вопросу финансового благополучия более рационально.

Разошлись мнения и у людей с разными политическими взглядами. Так, демократы винят обстоятельства в 72% случаев, а республиканцы — всего в 32%. Также сыграла роль расовая принадлежность: только 32% чернокожих христиан считали человека виноватым в своей бедности. Кроме того, позицию «сами виноваты» мужчины занимали в два раза чаще женщин.

На прошлой неделе исследователи сообщили, что религиозные люди, в отличие от атеистов, более склонны руководствоваться эмоциями, а не аналитическим мышлением. Участниками исследования стали более 900 человек, как исповедующих разные религии, так и придерживавшихся атеистических взглядов. Все они прошли тесты на выявление склонности к догматизму, аналитическому мышлению и эмпатии. Чем сильнее были религиозные убеждения человека, тем больше он был склонен следовать догмам и понимать чужие чувства. У людей, не относящих себя ни к какой религии, оказалось наиболее развито аналитическое мышление.

Эмоциональный подход заставляет верующих цепляться за свои взгляды даже тогда, когда факты им противоречат, считают авторы работы. Результаты исследования подтверждает уже выдвигавшийся ранее тезис о том, что эмоциональный и рациональный подход к каким-либо суждениям не используются человеком одновременно.

Если среднестатистический человек обычно переключается между эмоциями и аналитическим мышлением в зависимости от ситуации, то у излишне религиозных людей господствуют эмоции, а у убежденных атеистов — рационализм.

«Религиозные индивиды могут держаться за какие-либо убеждения просто потому, что те согласуются с их духовными воззрениями», — объясняет Джаред Фридман, один из авторов работы.

Исследователи предупреждают об опасности такого подхода: например, террористы зачастую уверены, что делают хорошее дело и защищают нечто священное.

Впрочем, несмотря на разницу в восприятии, и атеисты, и глубоко религиозные люди оказались едины в отсутствии страха смерти. Анализ 100 исследований, проведенных за 1961–2014 годы, позволил обнаружить определенные корреляции между степенью религиозности и страхом смерти у 26 тыс. человек по всему миру.

Выяснилось, что меньше всего страх смерти одолевает людей, сильно преданных религии и, очевидно, верящих в жизнь после смерти, и тех, кто вообще не верит в какого-либо бога.

Также ученые разделили религиозные убеждения на внешние и внутренние. В первом случае религиозные взгляды формируются под влиянием привилегий, которые дает приверженность к религии (например, принадлежность к определенной социальной группе), во втором — основаны на личных убеждениях. Страх смерти у людей из второй группы оказался существенно ниже.

Принято считать, что религиозные люди боятся смерти меньше, чем нерелигиозные, но полученные результаты не вписываются в эту картину, отмечают исследователи. Они предполагают, что, возможно, людям, которые не боятся смерти, просто не нужно искать спасения в религии.

Загрузка