Физики выявили кардинальную смену цвета фрески в одном из соборов Новодевичьего монастыря

Физики из Объединенного института ядерных исследований обнаружили признаки перерождения колорита живописи в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве: на одной из фресок белые складки на одежде изображенного архангела со временем стали черными. Об этом ученые рассказали «Газете.Ru».

В барабане собора изображены архангелы в желтых, зеленых и красных одеждах. У двух первых складки прорисованы белым цветом, а на красных одеждах складки черные.

«Когда мы исследовали элементный состав, выяснили, что в этих черных полосах очень много свинца. Следовательно, использовали свинцовые белила или карбонат свинца. Это не очень устойчивое соединение к внешним воздействиям: температуре, влажности, некоторым видам бактерий. Оно со временем переходит в почти черный оксид свинца», – объяснила «Газете.Ru» старший научный сотрудник Группы нейтронного активационного анализа Лаборатории нейтронной физики ОИЯИ Ольга Филиппова.

По словам Филипповой, в России, Грузии, Европе есть примеры почерневших памятников. В данном случае ученые показали, что в черных складках на красных одеждах присутствовали изменившиеся свинцовые белила, а белые складки на одеждах других цветов нарисованы устойчивыми известковыми белилами.

«На основании полученных данных мы провели реконструкцию фрагмента фрески, в результате чего показали, что одежды всех цветов изначально были изображены в одном стиле», — добавила ученый.

Для своей работы ученые использовали портативный РФА-прибор (неразрушающий рентгенофлуоресцентный анализ). Прикладывая его к росписи на стене, они проводят экспресс-анализ элементного состава. Это, в большинстве случаев, позволяет на месте определить, какая именно была использована краска.

В тех ситуациях, когда на месте цвет определить нельзя, ученые обращаются к нейтронно-активационному анализу. Тогда образец живописи помещают в поток нейтронов, и в результате ядерных реакций возникают «превращения». Их фиксируют с помощью спектрометрического оборудования и вычисляют точный элементный состав, на основе которого специалисты могут говорить об использованных материалах: пигментах и штукатурках.

Ученые уже смогли определить истинные цвета фресок в Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря и церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Великом Новгороде, а также в Смоленском соборе московского Новодевичьего монастыря. Подробнее об их открытиях – в материале «Газеты.Ru».