Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Три коллегии — одно оправдание

Присяжные вынесли оправдательный вердикт по делу о покушении на Чубайса

Присяжные Мособлсуда оправдали полковника Владимира Квачкова и его товарищей по делу о покушении на Анатолия Чубайса. Жюри решило, что покушение у поселка Жаворонки было, но подсудимых там не было. Журналистам полковник Квачков заявил, что уходить на покой не собирается.

В четверг вечером в Московском областном суде был оглашен вердикт присяжных по делу о покушении на главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса.

На стадии прений государственный обвинитель обратился к коллегии с речью, в которой попросил признать подсудимых виновными по всем пунктам. Защита Квачкова и других обвиняемых просила присяжных полностью оправдать подсудимых. По словам адвокатов, это необходимо сделать хотя бы потому, что «отсутствовало событие преступления».

Дело в том, что сам Квачков и его защита уверены, что покушение на Чубайса было инсценировкой, которую подготовила охрана магната.

Последнее слово Владимира Квачкова, по словам судебных приставов, длилось четыре часа. «Отлично говорил, — восторгались приставы. – Так убедительно и логично доказывал… Например, что при стрельбе из автоматического оружия ствол уводит вверх и вправо, а если судить по дыркам на капоте машины, стреляли совсем из другой точки».

За день до вынесения вердикта участвующие в процессе стороны согласовали 30 вопросов, на которые предстояло ответить присяжным. В четверг около 10.00 адвокаты, государственное обвинение и судья утвердили этот список. Затем в комнату были приглашены присяжные. Судья Наталья Валикова обратилась к ним с напутственной речью, которая продолжалась 3,5 часа (пришлось перечислять все доказательства как с той, так и с другой стороны). Наконец, в 14.30 коллегия присяжных удалилась на вынесение вердикта.

Количество вопросов было сравнительно небольшим, вердикт ожидался в тот же день.

В коридоре волновалась жена полковника Надежда. Через несколько часов к журналистам вышел представитель Анатолия Чубайса, адвокат Андрей Шугаев. Он долго говорил о доказательствах вины Квачкова, Яшина и Найденова. Завершалось интервью так: «Квачков прямо в зале суда, не стесняясь, перед присяжными призывал свергнуть власть. Очень опасно, если этот человек выйдет на свободу».

В 19.00 в судебный зал позвали адвокатов. Стало ясно, что жюри вынесло вердикт. Надежда Квачкова каждую минуту отвечала на телефонные звонки и каждый раз говорила одну фразу: «Еще ничего не известно». Потом она прижимала к лицу платок, глядя на оживившихся корреспондентов. Ждать пришлось еще около часа. Позже выяснилось, что судья четырежды возвращала присяжных в совещательную комнату, обнаружив в их ответах противоречия. Наконец, в 20.00 участники процесса услышали решение.

Жюри признало факт покушения на главу РАО ЕЭС при помощи автоматов и заложенного на обочине фугаса, но Владимир Квачков, Роберт Яшин и Александр Найденов, по мнению присяжных, не имели к этому преступлению никакого отношения. Решение не было единогласным, по ряду вопросов мнения жюри разделились, но итог был одним – полковник Квачков и его товарищи выходят на свободу немедленно.

Адвокаты выбежали в коридор и замахали руками. Женщины разрыдались. Стали выяснять, откуда выйдут оправданные. По пустому зданию Московского областного суда бегали адвокаты и журналисты с камерами, ища выход из конвойного помещения. Одинокий милиционер, стоявший на входе, изумленно смотрел на переполох. Решили ждать на крыльце.

Владимир Квачков появился откуда-то сбоку. Первым коренастого человека со старой сумкой в руках, заполненной тюремными вещами, заметила Надежда Квачкова. Владимир Квачков обнимал жену и сына и говорил Яшину, Найденову и адвокатам: «Поехали ко мне!» Но бывшие подельники спешили к семьям.

«Чем вы будете заниматься?» — спросили Квачкова журналисты. «Доведу недоделанные дела до конца», — ответил он. Возникла пауза. «Диссертацию допишет», — подсказал кто-то. На полковнике была майка с надписью «За веру. Царя. Отечество» спереди и «Россия – родина моя» на спине.

Наконец, Владимир Квачков сел в старые «жигули» и, помахав журналистам на прощание рукой, уехал. На крыльце улыбались судебные приставы.

Покушение на Анатолия Чубайса было совершено 17 марта 2005 года. На пути кортежа главы РАО ЕЭС, выезжавшего из поселка Жаворонки Одинцовского района Московской области, сработало взрывное устройство, после чего машины были обстреляны. Чубайс не пострадал. Вскоре по подозрению в причастности к покушению были задержаны Владимир Квачков, Александр Найденов и Роберт Яшин. Обвинение им было предъявлено по ст. 30-105 (покушение на убийство), ст. 167 (уничтожение и повреждение имущества), ст. 222 (незаконное хранение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ) и ст. 277 (посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля) УК РФ. Позже был задержан другой участник покушения — Иван Миронов, дело в отношении которого было выделено в отдельное производство.

Процесс в Московском областном суде начался в марте 2006 года, проходил в закрытом режиме и сопровождался скандалами. Несколько раз обвиняемые были удалены из зала суда за пререкания с председательствующим.

Отводы самому председательствующему защита подавала на каждом судебном заседании, причем по несколько раз за день. В свою очередь, судья запрещал адвокатам пользоваться ноутбуками и грозил отстранением от процесса.

Наконец, два раза коллегия присяжных была распущена и судебное следствие начиналось с самого начала.

Первая коллегия, которую отобрали после нескольких попыток, была распущена 20 декабря 2006 года – накануне вынесения вердикта, причем защитники Квачкова были уверены, что вердикт должен быть оправдательным.

Распустить коллегию попросила Генпрокуратура. «В постановлении суда в качестве оснований указано, что старшина присяжных предъявил недостоверные сведения о своем финансовом положении с целью получить повышенную зарплату присяжного», – сказал Руслан Закалюжный после окончания заседания и роспуска коллегии присяжных заседателей. «Кроме того, в качестве основания для роспуска коллегии суд привел то, что главный свидетель обвинения Игорь Карватко перед присяжными разгласил сведения о незаконных методах ведения следствия», — добавил защитник. Также в качестве оснований для роспуска суд указал, что на присяжных оказывали давление участники пикета, который проходил в поддержку подсудимых в дни судебных заседаний.

Второй раз процесс по делу о покушении на Чубайса начался в феврале 2007 года.

Слушания зашли в тупик летом, когда прокуратура закончила представлять доказательства, и слово перешло к защите. Однако судья Александр Козлов, по мнению адвокатов обвиняемых, мешал им представлять доказательства. В результате защита пошла на открытый конфликт: ходатайства об отводе председательствующего адвокаты Квачкова, Яшина и Найденова подавали на каждом заседании (например, в один день было подано семь таких ходатайств), но председательствующий не удовлетворил ни одного. После этого начались проблемы с проведением самих заседаний: начиная с июля, коллегия присяжных не могла собраться в полном составе из-за болезней и отпусков заседателей, исходя из чего слушания постоянно откладывались. Только в сентябре 12 присяжных удалось собрать в зале, но и тогда полноценного судебного следствия не получилось. Судья предложил выступить подсудимым, чтобы услышать их версию произошедшего на трассе у поселка Жаворонки. Однако Владимир Квачков давать какие-либо пояснения не стал, указав на то, что до сих пор его адвокаты не могут представить доказательства.

Слушания, как и прежде, были перенесены. Наконец, 27 ноября на очередное заседание не явилась одна из присяжных. На этот раз председательствующий решил проверить причину неявки и отослал в Подольск, по месту жительства заседателя, судебный запрос. Его отработал участковый уполномоченный местного ОВД. Из ответа милиционера следовало, что когда он пришел по домашнему адресу гражданки, то не застал ее дома. Между тем родственники заседательницы сообщили ему, что женщина сильно пьет.

Получив рапорт участкового, Московский областной суд направил в Подольский наркодиспансер еще один запрос. Ответ на него участникам процесса был представлен в четверг 5 декабря.

Из диспансера сообщали, что женщина состоит на учете как лицо с алкогольной зависимостью. Прокуратура поставила вопрос об отстранении от дела скрывшей свою болезнь присяжной.

Судья Александр Козлов согласился с прокуратурой и постановил отстранить присяжную от дела.

В результате этого количество присяжных уменьшилось до 11 человек, что повлекло за собой роспуск всей коллегии (два запасных присяжных выбыли из процесса ранее).

Нынешняя, третья по счету коллегия присяжных была сформирована 6 февраля 2008 года. Председательствующим вместо Александра Козлова, который вел два предыдущих процесса, стала Наталья Валикова.

Новости и материалы
Вильфанд: в ближайшие дни в Москве температура будет ниже нормы, ночью возможны заморозки
Появились новые данные о количестве погибших при обрушении автотрассы в Китае
Психолог дала советы, как родителям вести себя с подростком, который пошел работать
Китай предостерег США от вмешательства в торговлю между РФ и КНР
В МИД России рассказали, к чему привела трагедия в Доме профсоюзов в Одессе
ВСУ обстреляли магазин и хлебный фургон в Горловке
Полицейский спецназ начал массово задерживать митингующих у парламента в Тбилиси
Экономист объяснил, почему власти ждут доллар дороже 100 рублей
Врач ответила, сколько можно съедать куличей на Пасху
В Кремле назвали победителя фестиваля «Дорога на Ялту»
Посол РФ назвал новые антироссийские санкции нелегитимными ухищрениями
Митингующие в Тбилиси забаррикадировали один из входов в парламент Грузии
Психолог рассказала, как начать рабочий день после длинных выходных
Глава МИД Украины заявил о возможных «коммуникациях» с Россией
Глава МИД Украины признал, что Россия более эффективна в военных усилиях
В США заявили, что готовность их флота сейчас ниже стандартов
Ливан надеется на помощь России для восстановления экономики
В Ростовской области сбили два БПЛА
Все новости