Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Пробки патриотизма

Поток машин из России в Крым вырос в шесть раз — репортаж «Газеты.Ru»

,
На ставший российским полуостров только за апрель через порт «Кавказ» переправилось 30 тыс. машин. Придется ли россиянам томиться в многокилометровых пробках в разгар курортного сезона? Ехать ли в Крым на своем автомобиле? Как этим летом организуют перемещение пассажиров с одного берега на другой? Ответы корреспондент «Газеты.Ru» получил на самой переправе.

Девять утра вторника, 13 мая. Дорога к порту «Кавказ» (Краснодарский край) практически пуста, о праздничных заторах напоминают только стоящие на обочине, по два-три рядом, биотуалеты. Паром, который ходит каждый час, ожидают лишь пара автобусов да несколько легковушек. Выделяются только три военных «КамАЗа» с бойцами ОМОНа. Вечером, когда мы уже возвращались на Кубань, картина на противоположной полосе была иной — полукилометровая пробка виляла на дороге.

«После присоединения Крыма цены на переправу не изменились. И не будут меняться в этом курортном сезоне», — пообещал «Газете.Ru» заместитель директора департамента организации грузовых и пассажирских перевозок «Единой транспортной дирекции» Дамир Яквашев.

За билет отдаю 162 рубля. На противоположной стороне — в Керчи — стоимость та же, только билеты, продаваемые «квитковой кассой», напечатаны на украинском языке.

Дежурящие на морском вокзале полицейские также не успели переодеться в черную российскую форму, в МВД они служат еще в синих рубашках и с огромной кокардой на околыше.

Продолжить путешествие на своем автомобиле — удовольствие недешевое. За небольшую машину нужно заплатить 1190 рублей, переправить на другой берег автобус или транспортное средство длиннее пяти метров стоит 2486 рублей. Но и за эти деньги доехать с комфортом не получится, так как из трех работающих на переправе судов отдельные палубы с сиденьями имеет только «Николай Аксененко». На паромах «Ейск» и «Керченский-2» пассажиры стоят между машинами и вдоль бортов. Там же висит пара спасательных кругов. «Кажется, что люди здесь лишние», — констатирует мой попутчик Игорь Харченко, он едет в Крым из Краснодара.

Представители транспортной дирекции пояснили, что с 13 мая к «Николаю Аксененко» добавилось двухпалубное греческое судно «Ионос», вмещающее 160 легковых автомобилей и порядка 600 пассажиров. На пароме есть комфортабельные палубы. Курсировать туда-обратно в курортный сезон он будет ориентировочно восемь раз в сутки.

Распрощались с большегрузами

«Одним из важнейших решений стало разделение грузовых и пассажирских потоков. Раньше фуры стояли в общей очереди, пользовались этими же паромами. Была высокая аварийность, — продолжает Дамир Яквашев. — Сейчас их перенаправили в Новороссийск, откуда организована линия в Феодосию». Конечно, это увеличило стоимость перевозки грузовика, но благодаря субсидии водитель платит около половины суммы — 11 450 рублей.

Другое новшество — упорядоченная очередь машин. Правда, разделенную на ряды площадку я увидел только на керченской стороне. Парковку разбили на 12 рядов по 20 автомобилей в каждом. Подъезжающая машина занимает место в порядке очереди. Прибывает паром — первый ряд идет на погрузку, за ним второй, третий. Теперь водители могут оставить автомобиль и пойти в соседние кафе, воспользоваться туалетом, не опасаясь, что кто-то влезет перед ними.

«Есть и «нулевой ряд», который идет вне очереди, — поделился с «Газетой.Ru» формирующий партии автомобилей оператор Андрей Федотов. — Это рейсовые автобусы, машины с беременными женщинами, грудными детьми, а также с ветеранами Великой Отечественной». Чтобы не возникло соблазна приписать себе несуществующую льготу, у всех имеющих на нее право пассажиров снимают ксерокопии свидетельства о рождении или ветеранского удостоверения.

Федотов говорит, что самыми тяжелыми за последние недели выдались 10 и 11 мая — люди возвращались в Краснодарский край и с первых, и со вторых майских праздников. А 9 мая оператору даже пришлось принимать роды

— «швидка допомога» (так до сих пор написано на машинах скорой помощи) дежурит на площадке до пяти часов, родовые схватки у пассажирки начались позже. Машина с медиками приехала из Керчи минут через двадцать, поэтому оператору пришлось побыть и акушером. Родился, кстати, мальчик.

Со стороны Краснодарского края водители ждали очереди до двух суток, хотя большинство «отделалось» за шесть-восемь часов. И это несмотря на усилия «Единой транспортной дирекции», которая перенаправила грузовые машины в Новороссийск, в полтора раза увеличила количество рейсов и упорядочила очередность.

«Майские праздники выдались очень тяжелыми, сотрудники не спали по двое суток, — вспоминает Яквашев. — В связи с пиковыми нагрузками решили переоборудовать в срочном порядке судно «Славянин», перевозившее железнодорожные вагоны. То, что сделали наши сотрудники за сутки, — из области фантастики!» Прибывшим из Краснодара брусом палубу застелили под заезд легковых автомобилей. И судно реально спасло — паромы «Ейск» или «Керченский-2» принимают 25 машин за рейс, «Славянин» загрузили 170 автомобилями. Железнодорожный паром сделал пять рейсов. «Если бы не «Славянин», до сих пор не развезли бы стоявшие в пробке машины», — признается собеседник.

В Крым — за покупками

По сравнению с прошлым годом поток машин вырос в шесть раз — в украинский Крым ехало около шести тысяч машин в месяц, примерно 200 в сутки, на ставший российским полуостров за апрель переправились 30 тысяч машин, порядка тысячи за день.

«Есть огромное количество автомобилей, которое превышает пропускную способность. Это всегда большая проблема. Но Олимпийские игры научили нас с нею справляться. Сочи тоже был проблемным городом, а сейчас там почти нет пробок», — подытожил Яквашев.

Напомним, с 2009 года и до минувшего марта транспортная дирекция организовывала логистику в олимпийской столице.

На крымской стороне расположены несколько кафе, магазинов, автобусная остановка. Проезд в маршрутке стоит 10 рублей, или 2,75 гривны. Таксисты просят за поездку до центра Керчи (меньше 20 км) 500 рублей.

Керчь напоминает курортный городок 80-х годов — не видны здания выше пятиэтажных, нет привычных огромных офисных комплексов из стекла и бетона, фасады многих домов давно не обновлялись. Почти все вывески (за исключением госучреждений и крупных сетей) — на русском языке. Обошел несколько газетных ларьков, чтобы купить издание на украинском языке, — не нашел. «Не было никогда», — удивилась пожилая киоскерша.

Жители Крыма свободно считают и в украинской, и в российской валюте, курс — 1 к 3,1. Сдачу стараются давать гривнами, от которых нужно избавиться к лету.

Одежда и обувь в магазинах стоит примерно как и в России. А вот цены в местной весьма приличной пивоварне: пол-литра собственного красного, светлого или темного пива стоит около 90 рублей, тот же объем бельгийского Hoegaarden обойдется в 133 рубля. Бутылка крымского вина — около 300 рублей, пол-литра водки («Русский стандарт», «Зеленая марка») — чуть больше 300. За почти килограммовую мясную тарелку здесь просят 400 рублей. На рынке цены еще ниже — килограмм свиных ребрышек или клубники облегчит кошелек на 150 рублей, местные помидоры и огурцы можно купить за 40–60 рублей. Правда, утверждают крымчане, с присоединением к России цены немного выросли.

У моря погоды

Стоит предупредить, что обменять валюту или снять деньги с карточки в Керчи пока проблематично. Поэтому небольшой запас наличности лучше всегда иметь под рукой.

На обратной переправе (попал на комфортабельный «Николай Аксененко») разговорился с попутчиками. «Керчь — городок в первозданном виде. Неухоженные фасады, большие скверы. А вот жители, кажется, как обухом по голове ударенные — до конца не осознают, что с ними произошло. Как живут на берегу, так и ждут сейчас у моря погоды, не понимают, как будет дальше», — поделилась со мною на обратном пути бухгалтер Ольга.

Владислав Удодов из Краснодарского края, улыбнувшись, назвал себя «одним из вежливых человечков» — в Крыму с момента присоединения. Сейчас устраивается на работу в ялтинский «Беркут», ездил с сыном и беременной женой выбирать квартиру. Однушку сняли за 2,5 тыс. гривен в месяц (около 8 тыс. рублей). «Если сравнивать с краснодарским побережьем, жить здесь гораздо дешевле. А в районах цены примерно такие же», — признается мужчина.

Заскочил и в сам порт «Кавказ», где работает российская таможня. Врио начальника таможенного поста Павел Барманов рассказывает, что с 21 марта, когда вступил в силу закон о принятии Крыма в состав России, «сняли таможенный контроль в отношении товаров и автомобилей, следующих с полуострова». «Но в связи с переходным периодом остались проблемные вопросы в отношении транспортных средств, въезжающих в Крым с материковой части Украины», — добавляет Барманов. Речь идет об иностранных машинах, например из Германии или Греции, которые уже подпадают под таможенный контроль. С конца марта на полуостров со стороны «Кавказа» въехал 841 такой автомобиль, выехали из Крыма 798. Пробок на таможне в майские праздники не было.

Новости и материалы
«Динамо» догнало «Краснодар» и «Зенит» в РПЛ
ВСУ атаковали позиции ВС РФ мягкой игрушкой на воздушном шаре
Генменеджер «Вашингтона» рассказал о несправедливости по отношению к Овечкину
Швейцария пригласила на конференцию по Украине папу Римского
Политолог перечислил последствия для Запада при отправке солдат на Украину
В Белгороде увеличилось число пострадавших при взрыве
Дорожный конфликт перерос в массовую драку в Краснодарском крае
Терапия светом может улучшить работу мозга на молекулярном уровне
Российский пловец: нас не считают за людей на Олимпиаде
Москвичам рассказали, когда ждать потепления
Мужчина рассказал, что не может довести жену до оргазма даже с вибратором
Умер режиссер «Новых бременских» Горленко
Дебютант UFC Махачеву: новый король идет
В Крыму произошел крупный пожар
Житель Владивостока без прав собрал 111 штрафов за нарушение ПДД и врезался в дерево
Выбор звука будильника на iPhone стал испытанием для пары
Храму Христа Спасителя передали чудотворную Казанскую икону Божией Матери
Швейцария пригласила партнеров РФ по БРИКС на конференцию по Украине
Все новости