Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Рождество в Москве: праздник после службы

Как москвичи праздновали Рождество раньше и как его отмечают сейчас

Сегодня все православные христиане отмечают Рождество Христово. Чтобы проникнуться духом праздника, вовсе не обязательно стоять всю ночную службу в храме, в Москве есть немало вполне светских домов и улиц, вызывающих ассоциации с этим днем. «Газета.Ru» рассказывает о рождественских местах и традициях столицы.

Сеем-посеваем, полицию не вызываем

Советская эпоха успела приучить многих к тому, что праздник Рождества Христова стал чем-то вроде приложения к Новому году. А между тем традиционно на Руси это было одним из главных торжеств года, со своими традициями и ритуалами.

«Это был второй по значимости праздник после Святой Пасхи. Его ждали, готовились заранее, особенно молодежь. В домах было принято все прибирать, чтобы встретить праздник в чистоте и порядке. Рождественский, или, как его называли, Филиппов, пост завершался накануне Рождества, в сочельник, когда по традиции готовили специальное блюдо из пшеницы с медом (сочиво), давшее имя дню.

И угощение в сочельник было еще скромным. А с Рождества начинались Святки, которые длились две недели — до Крещения. И тут уж наступала стихия праздника.

Молодежь отправлялась колядовать, девушки гадали, по улицам ходили ряженые», — рассказал «Газете.Ru» кандидат исторических наук, эксперт Московского дома национальностей Александр Некрасов.

Во время колядок парни и девушки ходили по домам, пели хвалебные песни их хозяевам в надежде получить за это какое-нибудь угощение. Иногда текст этих рождественских напевов был совсем незамысловатым: «Сеем-сеем-посеваем, с Рождеством вас (Новым годом) поздравляем. Открывайте сундучок, доставайте пятачок».

Некоторые люди даже в наши дни занимаются колядками, причем стараются, чтобы это мероприятие проходило с национальным русским колоритом.

«Мы уже несколько лет с детьми в этот день надеваем русские народные костюмы и едем в разные районы Москвы, стучимся и звоним в различные квартиры. Стараемся попасть туда, где нас уже немножко хотя бы знают», — рассказала «Газете.Ru» руководитель детского фольклорного ансамбля «Веретенце» Валерия Петрушина.

По ее словам, тексты колядок они стараются выбирать аутентичные, которые они записывали у различных жителей сел России во время культурологических экспедиций. При этом участникам ансамбля обычно дают конфеты и прочие сладости. «Мы ни разу не сталкивались с агрессией, ведь у нас в основном дети участвует в этом. Но на всякий случай с нами ходят их отцы — один-два человека.

Бывает, что люди просто не открывают двери. А один раз кто-то даже милицию вызвал. Но нередко слушают, и с удовольствием.

Хотя по реакции людей чувствуется, что традиция колядок утрачена. Один раз, например, мужчина нас слушал-слушал, а потом говорит «А я вообще не понял, что же вы от меня хотите?» — рассказала Петрушина.

Впрочем, на Рождество были распространены и другие традиции. Считалось, что от того, как человек проведет Рождество, будет зависеть и то, как он проживет следующий год. Поэтому в сам праздник были распространены гадания, также в канун Рождества и сразу после него действовали негласные запреты на определенные действия.

«Рождество является началом Святок, дней почитания мертвых. Святки продолжаются до дня Крещения (19 января). У людей этот период считался самым действенным для совершения разнообразнейших гаданий. В это время была полностью запрещена охота на зверей и птиц. Широко распространенным рождественским обычаем в деревнях было сооружение во дворе, а затем сожжение соломенного стога. Вся родня при этом стояла кругом в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью. По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться у огня, зажженного их потомками», — продолжает Некрасов. По его словам, в прошлом

у русских земледельцев считалось дурной приметой, если в день Рождества из числа посторонних людей первой в жилище входила женщина; считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть весь год.

Кроме того, непосредственно к ужину было принято приглашать одиноких знакомых людей или путников. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду, чтобы волки, «отведав и познав человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине, пояснил Некрасов.

Изящный пассаж

Для современных москвичей в Рождество есть немало мест, которые можно посетить. И это не только ближайшая церковь, где в ночь на 7 января пройдет рождественская служба, но и вполне светские дома или улицы. Например, исторически сложилось так, что рождественские подарки москвичи всегда покупали в Петровском пассаже и ГУМе, на Кузнецком Мосту, в Столешниковом переулке.

Петровский пассаж был создан в 1903 году на деньги знаменитой Веры Фирсановой, мецената, которая владела более чем двадцатью домами, усадьбой и комплексом Сандуновских бань.

Фирсановский пассаж собрал под своими сводами более пятидесяти различных торговых павильонов, включая магазины известных торговых домов: «Маркушевич и Григорьев. Шелковые и шерстяные ткани», «Викула Морозов, Коншин и сыновья» — поставщика Императорского двора, «Весельков и Ташин — модные материалы для дамских платьев». Торговали там пастилой и конфетами известного кондитера Абрикосова, а также фото- и видеотехникой французской фирмы «Гомонъ».

Освещение там было электрическим, что было чрезвычайным явлением для Москвы того времени.

Дело в том, что у Фирсановой была собственная электростанция — в районе Сандуновских бань.

После революции пассаж национализировали. В разное время там располагались: кинотеатр, выставочный и аукционный залы и даже мастерская по созданию дирижаблей, где довелось поработать знаменитому итальянскому мастеру Умберто Нобиле.

После Великой Отечественной войны там некоторое время была коммуналка, в которую поселили людей, потерявших жилье из-за бомбежек. Торговля вернулась в пассаж только в 1960-х годах. В 1988–1991 годах пассаж реконструировали, при этом его оригинальная планировка была нарушена. Церемонию открытия реконструированного Петровского пассажа освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Здание до сих пор является памятником архитектуры конца XIX – начала XX века.

Столешников переулок (а изначально — два переулка, от Петровки до Большой Дмитровки, переулок от Большой Дмитровки до Тверской улицы соединили позже) долгое время был местом, где жили и работали московские ткачи. Их называли столешниками, отсюда и название этого места. После крупного пожара в 1812 году в переулке появляются каменные здания, открываются купеческие лавки и магазины, где и затоваривались московские жители на Рождество и Пасху. В XIX веке здесь строятся и доходные дома.

В первые годы после Октябрьской революции все торговые помещения Столешникова переулка стали складами, но со временем в них снова открылись магазины. В советские годы Столешников переулок был известен прежде всего своими книжными магазинами — его букинистические лавки считались лучшими в Москве. Также на месте старого полицейского участка здесь создали Институт марксизма-ленинизма. После распада СССР переулок постепенно заполонили фешенебельные бутики и магазины различных западных брендов.

Государственный универмаг, или Верхние торговые ряды, на Красной площади появился при Екатерине II. Правда, тогда это было не нынешнее красивое здание, а хаотично расположенные и работавшие торговые ряды.

После дискуссии московских чиновников, которая длилась почти 40 лет, наконец-то началось строительство нового здания, которое в итоге было открыто в 1896 году. Здание, построенное в псевдорусском стиле, стало результатом коллективных усилий архитекторов Александра Померанцева, Петра Щекотова и Владимира Шухова. В советское время предназначение ГУМа не менялось — там располагался главный столичный универмаг, куда водили гостей столицы.

Не «Щелкунчиком» единым

Нельзя говорить о Рождестве, не упоминая столичные театры, которые всегда радовали в этот день горожан праздничным репертуаром. Например, во МХАТе уже более сотни лет проходит постановка знаменитой рождественской сказки Мориса Метерлинка «Синяя птица».

Этот шедевр был написан в 1908 году, и с этого года он идет во МХАТе, причем первую постановку осуществил лично легендарный Константин Станиславский. По сюжету, в ночь под Рождество мальчика и девочку Тильтиль и Митиль посещает фея Берилюна. Ее внучка больна, а спасти ее может только Синяя птица. Благодаря волшебному подарку Феи дети получают возможность видеть души вещей. Неживые предметы (Часы, Огонь, Вода, Хлеб, Молоко) преображаются в живых существ со своим характером. Все вместе они отправляются в опасное путешествие за сказочной Синей птицей.

Большой театр также предложит всем желающим особенную рождественскую программу. Там зрители уже который год могут посмотреть «Снегурочку» Римского-Корсакова и «Щелкунчика» Чайковского. Пьеса о главной героине зимней сказки была окончена Александром Островским в 1873 году, в день его пятидесятилетия. Сюжет основан еще на языческих верованиях славян и повествует о том, как Снегурочка находит любовь и дарит ее любимому, но при этом сама погибает от теплых лучей солнца-Ярила.

Эта пьеса была создана почти случайно. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная.

С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка».

Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана тогда молодому композитору Петру Чайковскому. Оба работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте.

Что касается второго хрестоматийного произведения, то балет на музыку Чайковского по сюжету сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» впервые поставили в Петербурге, в Мариинском театре в 1892 году. В Большом театре Москвы его поставили намного позже, в 1919 году.

Примечательна история самого театра. Он был основан в 1776 году, изначально его труппа состояла из крепостных актеров и музыкантов, выкупленных казной. Несколько раз здание этого культурного учреждения было уничтожено различными пожарами. Самый сильный произошел в 1853 году, когда здание выгорело дотла. В этом же году архитектор Константин Тон предложил проект того здания, которое теперь стало знаменитым на весь мир. Оно выполнено по канонам классицизма в архитектуре.

Первые годы после революции Большой театр использовался в основном не по назначению.

Так, в 1922 году там проходил I Всесоюзный съезд Советов, в 1925-м в нем прошел показ фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», а в 1932 году на сцене прошел волейбольный матч между сборными Москвы и Днепропетровска.

Кстати, один из сортов голландских тюльпанов, известных своей красотой во всем мире, тоже связан с Большим театром. Цветовод, посетивший в 50-х годах ХХ века Москву, был настолько впечатлен, что вывел новые сорта и назвал их «Галина Уланова» и «Большой театр». Именно эти два сорта теперь высаживают каждый год на Театральной площади перед зданием Большого.

Новости и материалы
Пригожин объяснил, почему выступление Наташи Королевой в Кремле вырезали
Главы МИД стран Балтии и Исландии прибыли в Грузию
Минобороны показало видео с работой РСЗО «Ураган» в Херсонской области
На Западе связали визит Путина в Китай с противодействием гегемонии США
Google представила приложение для смартфона с компьютерным зрением
Силы РФ окружили часть группировки ВСУ в Часовом Яре
Госдеп США дал совет Китаю перед визитом Владимира Путина
Россиянам рекомендовали обращаться за назначением пенсии заранее
Спрос россиян на отдых за рубежом летом резко вырос
Стало известно, как зумеры выбирают квартиру мечты
Пиратские фильмы вернулись в российские кинотеатры
Украинские военные минируют дома мирных жителей в Харьковской области
Зарема посмеялась над игроком «Спартака», переведя его фамилию на татарский
Украина потребовала от США разрешения атаковать Россию американским оружием
Ситуация с наводнением в Омской области остается сложной
Выяснилось, когда в России начнутся продажи кроссовера GAC GS3
Стало известно о состоянии Николая Носкова после госпитализации
Названы города России, в которых больше всего подешевели и подорожали квартиры
Все новости