Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Вопрос жизни и смерти: автобусы в России губят детей

Почему количество аварий с участием автобусов не уменьшается

В очередной раз в результате ДТП с автобусом в России погибли дети. Таких аварий за последние годы случилось много, в том числе и с участием древних транспортных средств. При этом уже в течение нескольких лет правительство откладывает решение использовать при перевозке детей автобусы не старше 10 лет.

Из года в год в ДТП с участием автобусов в России погибают сотни человек. Только за девять месяцев 2018 года произошло более 8,9 тыс. аварий, что почти на 1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В результате погибли свыше 600 человек, более 13 тыс. человек пострадали, свидетельствуют последние доступные данные ГИБДД.

Зачастую жертвами ДТП становятся дети. Так произошло и 3 февраля, когда в результате аварии погибли трое детей и четверо взрослых. Авария с пассажирским автобусом MAN, который вез детей из Ярцево в Калугу на танцевальный конкурс, произошла утром. Водитель не справился с управлением, из-за чего автобус опрокинулся в кювет.

По версии следствия, водитель не справился с управлением. Вместе с тем, стало известно, что перевозивший детей автобус MAN эксплуатировался более 30 лет.

Эта трагедия стала очередной в ряде аварий, случившихся со старыми автобусами. Так, 6 октября 2018 года на железнодорожном переезде в районе Петушков (Владимирская область) водитель и пассажиры не смогли сдвинуть с путей заглохший «Мерседес» — 17 человек погибли. 11 октябрят микроавтобус столкнулся с самосвалом Mercedes на трассе М-7 возле деревни Большие Карачуры в Чебоксарском районе Чувашии. В результате ДТП 12 пассажиров автобуса погибли. В сентябре в Воронежской области в автобус Volvo, выполнявший рейс Москва — Ставрополь, врезался автобус Neoplan, направлявшийся из Москвы в Карачаево-Черкесию. 6 человек погибли.

Таких случаев за последний год можно насчитать десятки. Зачастую следствие приходит к выводу, что водитель не справился с управлением. Вместе с тем нередки случаи, когда вскрывается плохое состояние транспортного средства, что может быть связано и с преклонным возрастом отечественного автопарка. На данный момент 70% отечественного автобусного парка составляют автобусы старше 10 лет, подсчитало маркетинговое агентство Russian Automotive Market Research.

При этом 32% имеют возраст более 25 лет, 20% приходится на машины 16-25 лет, автобусы 11-18 лет составляют 18% парка.

«К сожалению, такие аварии случаются у нас с завидной регулярностью. И смущает меня в них одно важное обстоятельство. Все автобусы в этих авариях древние, как следы мамонта. 15, 20, 30 как здесь лет в эксплуатации. Как правило, это иномарки, попавшие к нам со вторичного европейского рынка. Они уже отходили свой ресурс в пассажирских перевозках где-нибудь в Германии или во Франции. И теперь попали к нам. А что? У нас можно», — говорит автомобильный эксперт, ведущий программы «Минтранс» на РЕН-ТВ Вячеслав Субботин. По его словам, в тормозах, рулевом управлении, шасси, раме и других деталях и узлах на первый план выходит не только износ, но еще важен и такой параметр, как усталостная прочность. Определить инструментально сколько, скажем, рычагу подвески осталось ходить, практически невозможно — для этого нужна металлография, говорит эксперт.

В то же время износ – не единственная проблема старой техники.

«Ведь все новые машины в своей активной и пассивной безопасности на голову выше устаревших машин. АBS, ASR, Трекшн-контроль, контроль слепых хон, активные тормоза, круиз-контроль - чего там только нет. Да и сам каркас гораздо прочнее, чем в старых машинах. Даже если выяснится, что в этой аварии техника была исправна, а виноват лишь водитель, дети могли бы остаться в живых, если бы ехали на современной машине. Каркас нового автобуса выдержал бы и переворот, и столкновение. А современные системы не дали бы водителю совершить ошибку. Трагедии можно избежать. Автобусы надо менять вовремя», — говорит Субботин.

Скупой платит дважды

На проблему с участием такого вида транспорта в 2017 году даже обращал внимание президент. В правительстве неоднократно подступались к вопросу замены хотя бы тех автобусов, на которых перевозят детей. В 2013 году принято постановление правительства, ограничивающее срок эксплуатации автобусов для перевозки детей 10 годам. Правда, с тех пор вступление в силу этой уже несколько раз откладывалось – в последний раз до 2020 года.

«Во всем цивилизованном мире автобусы старше 10 лет не используются в пассажирских перевозках, средний возраст пассажирских автобусов в Европе не превышает 6-7 лет», — отмечает вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева.

По ее словам, риски отказа тормозной системы, систем рулевого управления и других элементов активной безопасности у старой техники очень высоки. Запас прочности конструкции старых автобусов снижается в 1,5 – 2,5 раза, что увеличивает риск внезапного выхода из строя узлов и агрегатов.

«В России больше половины автобусного парка составляет старая техника, и с каждым годом парк продолжает стремительно стареть. При этом законодательных ограничений по возрасту эксплуатации автобусов у нас до сих пор нет. К сожалению, данное ДТП, в котором пострадали дети, – очередное свидетельство того, что органы государственной власти, отвечающие за безопасность транспортных перевозок, недооценивают степень рисков, связанных с эксплуатацией старой техники», — подчеркнула Матвеева.

Решение проблемы отодвигается по простой российской причине – денег нет.

Пока попытки правительства сталкиваются с недовольством автоперевозчиков, туроператоров и региональных властей. Так, автоперевозчики упирают на высокую стоимость нового автобуса – 15 млн руб., подержанные иномарки, уже исчерпавшие свой ресурс, куда дешевле.

Вместе с тем, при отсутствии средств в бюджете, в результате аварий положены выплаты семьям погибших и пострадавших. Так, Смоленская область выплатит семьям погибших в Калужской области по 1 млн рублей. Другие «расходы» никто не считает – потерянную человеческую жизнь измерить в рублевом эквиваленте невозможно.

Новости и материалы
В Польше и странах Балтии грозились отправить войска на Украину
Названа новая потенциальная причина неврологических заболеваний
Вратарь «Динамо» одним словом описал упущенное чемпионство
В США допустили отмену эмбарго на продажу оружия Саудовской Аравии
Представлена видеокарта BoostR eGPU, превращающая офисный ноутбук в игровой
Стало известно, куда следовал сухогруз, врезавшийся в железнодорожный мост в Ростове-на-Дону
Погребняк рассказала о реакции детей на жениха
В ВСУ признали, что мобилизованные украинцы отказываются воевать
Стало известно о состоянии сухогруза после столкновения с мостом в Ростове-на-Дону
В «Роскосмосе» сообщили, что ракета «Прогресс МС-27» уже собрана
Айза объяснила, почему стала медленнее стареть
В Белгородской и Брянской областях уничтожены три беспилотника
В официальном магазине Apple начали продавать отремонтированные iPhone 14
Шольц выступил против ударов западным оружием по территории России
Премьер Словакии пройдет контрольное обследование после покушения
Катя Лель назвала критерий настоящего мужчины
ЦАХАЛ рассказал о восьми выпущенных из Рафаха ракетах по Израилю
Подросток пострадал при взрыве ракеты в Херсонской области
Все новости