Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Тында, улица Диогенов

Путевые заметки о том, как РЖД прокладывает БАМ-2

,
Тында – общепризнанная, хотя и неофициальная столица БАМа. Столичный дух тут витает в самом центре города – на улице Красная Пресня среди первых многоэтажек, построенных москвичами 40 лет назад в порядке «шефской помощи».

БАМ строил весь Советский Союз и российские регионы.

В 1974 году Москва отправила в Тынду первых 606 комсомольцев — делегатов 17-го съезда ВЛКСМ, уезжавших на БАМ прямо из Кремлевского дворца съездов. Москва шефствовала над БАМом 15 лет, и в Тынде появились микрорайон Сокольники, кафе «Арбат», Мосфильмовская улица. Высотки в 9 и 16 этажей. Первую высотку, говорят, возвели за месяц и 10 дней.

Идешь по Московскому бульвару в Тынде и выходишь в тайгу.

Идешь по улице Московских Строителей и попадаешь не на берег Яузы, а на берег Тынды, притока Амура. Отсюда до китайской границы менее тысячи километров, а до Москвы — почти семь тысяч.

Стопроцентный перенос в атмосферу ударных строек и комсомольских съездов обеспечивает Музей истории БАМа. Здесь 42,5 тыс. экспонатов и восемь залов, в их числе «Строительство БАМа в 1970-е годы», «Эвенки», «История Тынды», «Природа зоны БАМ», но самый популярный зал — «БАМлаг», утверждает хранительница музея Нина Полетаева.

Больше всего вопросов задают про Главное управление лагерей, про заключенных, про репрессии. И российские туристы этим интересуются — за год их бывает здесь не менее 15 тыс. человек, и иностранцы: немцы, поляки, американцы…

В прошлом году музей посетило более 300 иностранцев.

— Фотографируют карты они у нас. Очень любят.
— Это же шпионы просто…
— Ну, как бы, между строк, мы тоже так думаем, но там ничего такого стратегического нет у нас. Поэтому пусть себе фотографируют, — говорит Полетаева.

Вместе с нами в музее на экскурсии были четверо немцев, они терпеливо слушали и экскурсовода, и переводчика.

Впечатляют выставленные в музее символические ключи от БАМа — их вручали во время стыковок железнодорожных путей.

— Самый тяжелый наш, самый большой экспонат — «Бочка Диогена». В 1976-м Волоколамский завод в качестве эксперимента прислал на БАМ девять экспериментальных цистерн, жилых цистерн. Они были окрашены в малиновый цвет, — рассказывает экскурсовод.

Длина бочки 10 метров, диаметр 3,20. Устроена она так: жесть — пенопласт — жесть. Использовались бочки в качестве общежития на четыре человека.

Место в железной общаге давали только самым ценным молодым специалистам, прибывшим на стройку.

Там они и жили, пока не получали более комфортное жилье. Внутри бочка, конечно, пугает своим аскетизмом. Но советские люди строили БАМ, как известно, за идею, а не жилые квадраты.

— Строилась Тында очень быстро. Приезжал хороший специалист — он без жилья не оставался. Квартиры давали. Целая улица состояла из этих бочек. В народе эту улицу называли улицей Диогенов, сейчас на этом месте гостиница «Юность», — добавляет экскурсовод.

Люди до сих пор несут в музей экспонаты, документы той эпохи. Не так давно бамовский водитель Курочкин принес вырезки из старых газет с заметками о себе и фотографии. На одной из них он сфотографирован у знамени Победы в Москве. Как передовик производства.

Несут документы, фото, фонари, инструмент, коммутаторы, швейные и стиральные машинки даже. В экспонатах числится мотоцикл «Иж». Говорят, что про стройку бамовскую все всё знают, а про быт, обычную жизнь рядовых стройотрядовцев, инженеров, путейщиков — маловато.

Летом в музей был передан «сросток кристаллов дымчатого кварца», морион размером чуть ли не с трехлитровый чайник. Он был найден в Тындинском районе, в зоне БАМа. Его обнаружили после взрывных работ в карьере. Нашел кристалл Вадим Вадимович Иванов — водитель вахтового автомобиля ГДК «Одолго». В это время в музее готовилась тематическая выставка «Притяжение камня», и Вадим Вадимович откликнулся на просьбу передать образец во временное пользование. А потом на семейном совете семья решила подарить чудо-кристалл музею.

В год музей организует до 30 передвижных выставок. Одна из недавних — фотовыставка «Наводнения на Амуре с 1872 года по 2013-й».

По архивным данным, единовременно на БАМе на всем протяжении пути в 3,5 тыс. км от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре работало 70 тыс. человек.

Жизнь здесь била ключом в 70–80-е годы прошлого века. Сейчас Тында остепенилась, строители уехали. БАМ стал объектом эксплуатации, оказывающим услуги по перевозке населения и грузов. Но планы РЖД по прокладке вторых путей, похоже, способны вернуть Тынде вторую молодость.

Новости и материалы
В московском дворе нашли похожий на мину предмет
Apple получила $20 млрд от Google за маленькую уступку
Американский офицер рассказал, как ВСУ поступают с тяжелоранеными
Звезда «9 роты» о Галкине и Назарове: «Это смешно»
Сочинец избил мужчину за просьбу убрать экскременты за своим питомцем
Стало известно, как гнев повышает риск инфаркта
Япония нашла замену СПГ
Названа дата запуска первого автобусного маршрута из освобожденной Авдеевки
Двойник Киркорова пожаловался, что тратит много денег на костюмы
Россия резко увеличила поставки удобрений в Индию
Игрок «Динамо» Бальбуэна о поражении в Кубке России: «Спартаку» повезло
Иран ввел санкции против компаний из США за поддержку Израиля
Американская армия провела учения, на которых солдаты сражались с роботами
Зарема предложила дать Слишковичу шанс на посту тренера «Спартака»
Новые флагманские часы Apple будут такими же, как старые
Стало известно о давлении на депутата горсовета Одессы в 2014 году
Три дрона сбили ночью над Краснодарским краем
Собака откусила лицо девушке-подростку в российском городе
Все новости